Продолжаем публиковать перевод книги по фикху хайда «Шариатские решения для женщин».
ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА, У КОТОРОЙ НАЧАЛИСЬ МЕСЯЧНЫЕ
Самой первой увидела месячные наша мать Хава (да будет доволен ей Аллах), после того, как съела запретный плод. Они продолжились у ее дочерей, что считается искуплением грехов.
Всевышний Аллах в суре Бакара, в 222 аяте говорит:
«И они спрашивают тебя о (женских) месячных (циклах). Скажи (им): «Это – страдание (для женщины).
Имам Абдульваххаб Айны в книге Умдатуль Кари объясняет:
«Женщина по приказу Аллаха во время месячных перестает совершать намаз,пост и т.д., за выполнение этого приказа ее ждет награда».
Перед тем ,как начать разделы хайда, очень хочется посоветовать всем женщинам тщательно следить как за менструальным циклом, так и за чистым периодом.Для этого очень важно записывать начало и конец хайда. Также важно использовать ватный либо тканевый тампон для определения цвета выделений, чтобы не ошибиться в тех или иных случаях, которые будут объяснены далее.
СРОКИ
Согласно ханафитскому мазхабу, минимальная продолжительность месячных составляет 3 суток (72 часа), максимальная — 10 суток (240 часов). Минимальная продолжительность чистого периода 15 суток (360 часов). Иными словами, если женщина увидит у себя выделения через 15 суток от прежнего цикла, которые будут продолжаться не менее 3 суток (и до 10 суток), это и есть хайд.
ВОЗРАСТ
Девочки становятся мукалляф (достигшими половой зрелости), либо с началом хайда (минимальный возраст начала хайда — 9 лет), либо непосредственно по возрасту в 15 полных лет по лунному календарю (по милади — христианскому летоисчислению этот срок наступает в 14 лет и 7 месяцев). Если у девочки в этом возрасте не будет месячных, то она автоматически считается мукалляф, то есть, обязанной выполнять запреты и приказы Всевышнего. У 9-ти летней девочки месячные должны продолжаться как минимум 3 дня, иначе она не мукалляф. Если же она увидит месячные раньше 9 лет, то это узр (выделения по причине болезни) (Мабсут, том 3-й, стр. 149).
ЦВЕТ ХАЙДА.
В книге Хидайя и других книгах фикха говорится:
В дни, когда должны начаться месячные (по расчету женщины), выделения любого цвета, кроме белого (бесцветного), будут цветами хайда. Цветов выделений хайда шесть, если они выделяются в период менструального цикла. Это красный, черный, желтый, зеленый и цвет глины. Этого цвета выделения обычно бывают в начале и в конце хайда, по иттифаку (единому мнению всех ученых мазхаба ханафи) (Кудури, стр. 15, Мабсут, 3 том, стр. 150).
По мнению Имама Азама (Абу Ханифы) и Имама Мухаммада, шестой цвет — мутный — если появляется в начале и конце менструального цикла – это цвет хайда.
Например: женщина после минимального периода чистоты (15 суток) увидела выделения мутного цвета, то у нее хайд. С этого часа она записывает, что наступил хайд. Также в конце хайда, пока она видит у себя выделения мутного цвета, хайд не завершился до тех пор, пока не увидит бесцветные выделения (или пока не пройдет 10 суток).
Если же выделения продолжаются больше 10 дней, то срок их появления сравнивается с предыдущим хайдом, лишнее количество дней считается истихадой (болезненными выделениями).
Например: у женщины хайд длится обычно 7 дней, а 20 дней – это чистый период. Если в следующем месяце у нее выделения продолжаются 13 дней, она считает, что выделения хайда- первые 7 дней, последние 6 дней – уже истихада. Если она не совершала намазы и не держала пост (если это Рамадан) в эти 6 дней, ей нужно восполнить их как када (долг). Греха на ней не будет , но пропущенное нужно восполнить.
По мнению имама Абу Юсуфа: мутный цвет в начале хайда – не цвет хайда. Если ватный тампон препятствует выходу мутных выделений за половые органы (как и в случае с белым (чистым) цветом), это даже не считается истихадой. Но мутные выделения в конце хайда (если не выходят за пределы 10 дней), считаются хайдом.
Когда к нашей матери Айше (да будет доволен ей Аллах) женщины приносили тампоны с желтыми выделениями, она говорила: «Не торопитесь, пока выделения не станут как известь белыми» (Бухари, том 1, стр. 84).
Однажды к Имаму Азаму в мечеть пришла стеснительная женщина и показала ему яблоко, которое было наполовину красным, наполовину желтым (задавая тем самым вопрос). Имам Азам молча разделил яблоко пополам и показал внутреннюю (белую) часть яблока. После ухода женщины присутствующие ученики спрашивают у Имама о происходящем. Абу Ханифа ответил им: «Эта женщина очень скромная, поэтому она не смогла отрыто задать свой вопрос. Одна сторона яблока была красная, другая желтая – это означает, что в дни хайда она иногда видит красные, а иногда желтые выделения, будет ли это всё хайдом? Я же поделил яблоко пополам, показав на белый цвет, указав ей тем самым, что пока она не увидит чистый цвет выделений, хайд не закончился» (Мавахибур-Рахман Фи Манакибиль Имам Абу Хантфатин-Нуман).
Вышеприведенные хукмы по поводу мутного цвета относятся к тем женщинам,у кого во время чистого периода бывают только белые (чистые) выделения. Если же в чистом периоде бывают мутные выделения, пока они не будут темнее, хайд не наступил. Также в конце хайда, если она видит такой же мутный цвет, какой выделяется в чистом периоде, то хайд завершился.
Изменение цвета во внимание не берется (Шарху Фатхуль Кадир, том 1,стр. 145). То есть, выделение изначально может быть белым, но высохнув, может пожелтеть, или, наоборот, выделения темного цвета, высохнув, могут побелеть. Внимание обращается именно на первоначальный цвет увиденных выделений.
Перевела с турецкого Аиша Хумейра