Хафиз Ибн Асакир: муджаддиды первых пяти веков - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Хафиз Ибн Асакир: муджаддиды первых пяти веков

Имам Абу Дауд, да смилостивится над ним Аллах, передает в «Сунан»[1] с достоверной цепочкой, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:

«Воистину, Аллах — Всемогущ Он и Велик — будет посылать этой общине в конце каждого века того, кто будет обновлять для неё её дело».

Аль-Хатыб аль-Багдади передает с цепочкой к имаму Ахмаду относительно «обновления»: «Тот, кто обучит их суннам и опровергнет ложь, возводимую на [религию] Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и дарует ему мир)». Затем имам Ахмад пишет, что, поразмыслив, он обнаружил, что обновителем первого века является Умар ибн Абдуль-Азиз, а обновителем второго — имам аш-Шафии (Тарих Багдад, 2:400).

Ибн Асакир (499-571 гг. х.), величайший хафиз хадиса своего времени и автор выдающегося «Тарих Димашк», сказал:

“Я слышал, как шейх Абуль-Хасан Али ибн аль-Муслим ибн Мухаммад ибн Али ибн аль-Фатх ибн Али ас-Сулями (440-533 гг. х.)[2], сидя на своем стуле в мечети Дамаска, упомянув этот хадис Абу Алькамы [о ниспосылании обновителя в конце каждого века], говорил:

“Это был Умар ибн Абдуль-Азиз (63-101 гг. х.) в конце первого века, Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии (150-204 гг. х.) в конце второго века, [Абуль-Хасан] аль-Ашари (260-324 гг. х.) в конце третьего века; Ибн аль-Бакыляни (338-403 гг. х.)[3] в конце четвертого века; и амир аль-муминин аль-Мустаршид Биллях (486-529 гг. х.) в конце пятого века””.

Затем Ибн Асакир сказал следующее о мнении шейха Абуль-Хасана ас-Сулями об обновителе пятого века: “По моему мнению, в конце пятого века это был Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад ибн Мухаммад аль-Газали ат-Туси аль-Факих (450-505 гг. х.), ведь он был соблюдающим ученым, добродетельным факихом, искусным теоретиком и образованным писателем. Его репутация в знаниях распространилась по всему горизонту, и он затмил своих современников в Хорасане, Шаме и Ираке”.

Отметив, что некоторые считали Абуль-Аббаса ибн Сурайджа обновителем третьего века, он сказал: “Мнение тех, кто утверждал, что им был Абуль-Хасан аль-Ашари, является более верным, поскольку его стремление поддержать Сунну было ближе к обновлению религии, ведь именно он обязал себя опровергнуть мутазилитов и все группы заблудших, и известно его положение в этом вопросе, и его книги, опровергающие их, широко известны” (Табйин Казиб аль-Муфтари)[4].

Следовательно, согласно Хафизу ибн Асакиру, обновителями, возродившими истинные учения Ислама и защитившими его от лжи, являются Умар ибн Абдуль-Азиз, аш-Шафии, Абуль-Хасан аль-Ашари, Ибн аль-Бакыляни и аль-Газали. Да смилостивится над ними Аллах.

Мавляна Замилюр-Рахман

[1] عن رسول الله صلى الله عليه وسلم: إن الله عز وجل يبعث لهذه الأمة على رأس كل مئة سنة من يجدد لها دينها (سنن أبي داود، مؤسسة الريان، ج.٥ ص.٣٥)

[2] Он был шафиитским муфтием Шама, студентом Кади Абуль-Музаффара аль-Марвази. Имам аль-Газали сказал о нем: “Я оставил молодого человека в Шаме. Если он будет жить, он будет наслаждаться высоким положением”. Аз-Захаби сказал: “Случилось так, как он предвидел”. Он занял должность аль-Газали после него. Хафиз ибн Асакир сказал: “Я многое слышал от него, и он был непоколебимым и заслуживающим доверия, знатоком [шафиитского] мазхаба и наследственного права. Жители Шама следовали его фетвам, и он часто посещал больных и принимал участие в похоронах, непрерывно преподавал с красивыми манерами…” (Сияр алям ан-нубаля, 20:32)

[3] Его полное имя — Мухаммад ибн ат-Таййиб ибн Мухаммад, Абу Бакр аль-Кади. Аль-Хатыб аль-Багдади сказал в начале своего длинного биографического сообщения об аль-Кади Абу Бакре: «Мутакаллим, приверженец мазхаба аль-Ашари из жителей Басры. Он жил в Багдаде и слышал хадисы от Абу Бакра ибн Малика аль-Катии, Абу Мухаммада ибн Маси и Абу Ахмада аль-Хусейна ибн Али ан-Найсабури. Мухаммад ибн Абиль-Фаварис передал его [хадисы], и аль-Кади Абу Джафар Мухаммад ибн Ахмад ас-Симнани привел эти хадисы от него. Он был заслуживающим доверия. Что касается науки калям, в ней он был самым знающим из всех людей. Он был лучшим из них в размышлении, превосходным в речи, самым ясным из всех в выражении. У него много широко известных трудов по опровержению [его] противников среди рафидитов, мутазилитов, джахмитов, хариджитов и других» (Тарих Багдад, 3:364-5).

[4] وسمعت الشيخ الإمام أبا الحسن علي بن المسلم بن محمد بن علي بن الفتح بن علي السلمي على كرسيه بجامع دمشق يقول وذكر حديث أبي علقمة هذا فقال: كان على رأس المائة الأولى عمر بن عبد العزيز وكان على رأس المائة الثانية محمد بن إدريس الشافعي وكان على رأس المائة الثالثة الأشعري وكان على رأس المائة الرابعة ابن الباقلاني وكان على رأس المائة الخامسة أمير المؤمنين المسترشد بالله وعندي أن الذي كان على رأس الخمس مائة الإمام أبو حامد محمد بن محمد بن محمد بن محمد الغزالي الطوسي الفقيه لأنه كان عالما عاملا فقيها فاضلا أصوليا كاملا مصنفا عاقلا انتشر ذكره بالعلم في الآفاق وبرز على من عاصره بخراسان والشام والعراق وذكر غير الفقيه أبي الحسن أن أبا العباس أحمد بن عمر بن سريج الفقيه هو الذي كان على رأس الثلثمائة وأن ابا الطيب سهل بن محمد بن سليمان الصعلوكي النيسابوري هو الذي كان على رأس الأربعمائة وقول من قال إنه ابو الحسن الأشعري أصوب لأن قيامه بنصرة السنة إلى تجديد الدين أقرب فهو الذي انتدب للرد على المعتزلة وسائر أصناف المبتدعة (تبيين كذب المفتري، ص.٥٣)

 

27607

Последние статьи
09.02.2022
Подробнее
07.02.2022
Подробнее
22.01.2022
Подробнее
© 2024 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.
Top