Есть определенное время, в которое Аллах дает Своим рабам возможность получить Его особенную милость и прощение. Некоторыми примерами таких возможностей являются месяц Рамадан и ночь Лейлятуль-Кадр.
Ночь на 15 число месяца Ша’бан (с 30 апреля на 1 мая этого года) также есть одна из таких возможностей. Недаром она называется ночь Бара’ат, то есть, ночь, когда передается решение о спасении от Ада. Есть хадисы, где говорится о благословениях этой ночи, в частности о том, что в эту ночь все люди имеют возможность приобщиться к особой божественной милости. Хотя большинство данных хадисов считаются слабыми, однако ими можно руководствоваться для целей благочестия.
Вот некоторые из этих повествований:
1. Мать правоверных Аиша (да будет доволен ей Аллах) рассказывает:
«Во время этой ночи Посланник Аллаха (мир ему и благословение) совершал намаз тахаджуд. Он совершил такой продолжительный суджуд (земной поклон), что я испугалась, что он умер. Тогда я встала с кровати и потрогала его большой палец, чтобы убедиться, что он жив. Палец пришел в движение, и я вернулась на свое место. Потом я услышала, как он произнес следующее дуа: «Прибегаю к Твоему прощению от Твоего наказания, и к Твоему довольству от Твоего гнева, и я прошу у Тебя убежища от Тебя. Я не могу восхвалить Тебя так, как Ты того заслуживаешь. Ты – Тот, как Ты Сам сказал о Себе». После того, как он окончил намаз, он сказал мне: «О Аиша, неужели ты думаешь, что Пророк оставил тебя?» Я сказала: «Нет, о, Посланник Аллаха, но я боялась, что тебя покинула твоя душа, так как ты пробыл в суджуде очень долго». Он спросил меня: «Ты знаешь, что это за ночь?» Я ответила: «Аллах и Его Посланник знают лучше». Тогда он сказал: «Это ночь середины месяца Ша’бан. Всевышний Аллах смотрит на Своих рабов в эту ночь (взглядом милости) и прощает тех, кто ищет прощения и дарует Свою милость тем, кто молится о прощении, но оставляет тех, кто имеет злой умысел (против мусульманина), без милости (и не прощает их, если они не избавляются от злобы)» (Таргиб ват-тархиб, том 2, с.119, со ссылкой на авторитет имама Байхакы (рахимахуллах)).
2. В другом повествовании говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Это ночь середины месяца Ша’бан. Аллах освобождает в эту ночь множество людей от огня, больше, чем количество волос шерсти, растущей на овцах племени Кальб. Но Он не посмотрит взглядом милости на человека, который приобщает к Нему товарищей, или на человека, который таит злобу в сердце своем (против кого-то), или на человека, который разрывает родственные связи, или на человека, который отпускает свою одежду ниже щиколотки (из гордости), или на человека, который не подчиняется своим родителям, или на человека, который имеет привычку пить вино» (Таргиб ват-тархиб, том 2, с.118, со ссылкой на авторитет имама Байхакы (рахимахуллах))
Кальб было большим племенем, члены которого имели очень большое количество овец. Таким образом, последнее предложение в хадисах указывает на большое количество людей, которые прощаются в эту ночь Аллахом Та’аля.
3. Муаз ибн Джабаль сообщает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал, что Всевышний Аллах смотрит на Своих рабов в эту ночь (взглядом милости) и прощает всех верующих, кроме тех, кто приобщает к Нему товарищей или имеет злой умысел против мусульман (Таргиб ват-тархиб, том 2, с.118, со ссылкой на авторитет имама Табрани и Сахих ибн Хиббан).
4. Абдулла ибн Амр (да будет доволен им Аллах) сообщает, что Пророк Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Всевышний Аллах оказывает милость Своим творениям в эту ночь и прощает все, кроме тех, имеет злобу в сердце и убийц» (Таргиб ват-тархиб, том 2, с.119, со ссылкой на авторитет имама Ахмада).
Хотя в цепочке рассказчиков некоторых из этих хадисов есть небольшие изъяны, однако когда все эти хадисы объединяются, становится ясно, что эта ночь имеет особые достоинства, и отношение к этой ночи как священной вовсе не беспочвенно, как считают некоторые современные ученые, которые на основании незначительных дефектов данных сообщений, отказываются признавать какое-либо особое значение этой ночи.
Некоторые ученые по хадису считают эти хадисы подлинными и достоверными и считают их недостатки весьма незначительными, которые смягчаются их множеством и манерой повествования. Именно по этой причины ученые и благочестивые люди прошлого всегда считали эту ночь благословенной, имеющей большие преимущества и заслуги.
Даже печально известный Ибн Таймийя, который отвергал многие благочестивые традиции, однако писал об этой ночи:
«Существует так много хадисов и рассказов о преимуществах этой ночи, что я вынужден признать ее некоторые достоинства. Некоторые из праведных предшественников специально посвящали эту ночь совершению намазов» (Файдуль Кадир, том 2, с. 317).
Мауляна Абдуррахман Мубаракфури (рахимахуллах) пишет в своем комментарии на хадисы Тирмизи:
«Огромное количество хадисов об этой ночи служит свидетельством против тех людей, которые опровергают превосходство этой ночи» (Тухфатуль-ахвази, том. 2, с. 53)
Алляма Анвар Шах Кашмири (рахимахуллах) написал, что особое значение ночи Бара’ат можно считать доказанным. Нет никаких доказательств, что повествования о ее достоинствах слабые и неприемлемые, как упомянуто в некоторых книгах (Аль-Арфус-шази, с 156).
Итак, в вышеприведенных хадисах сказано, что на протяжении всей этой ночи Аллах оказывает особое внимание Своим созданиям и прощает тех, кто кается и ищет Его прощения. Поэтому каждый мусульманин должен ценить эту ночь.
Обратитесь ко Всевышнему с искренним сожалением и раскаянием в своих грехах и обещайте больше не повторять их. Просите прощения за всех мусульман, живых и умерших. Имейте твердую надежду на то, что Аллах Та’аля окажет всем просящим у Него милость.
Однако из хадисов ясно, что некоторые несчастные люди будут лишены в эту ночь прощения Аллаха. К ним относятся:
• идолопоклонники и неверующие люди,
• те, кто держит в душе вражду против своих братьев,
• те, кто употребляет алкоголь,
• кто не повинуется своим родителям (в дозволенных вещах),
• кто удлиняет свою одежду (из гордости),
• кто разрывает родственные узы,
• кто совершил убийство.
Вследствие этого нужно осознать тяжесть этих грехов и отказаться от них на будущее.
Особыми достоинствами этой ночи являются:
1. В отличие от обычных ночей, когда особая милость Аллаха спускается на землю только в последнюю треть ночи, на протяжении всей этой ночи до рассвета нисходит на землю милость и прощение Аллаха.
2. Во время этой ночи Аллах прощает грехи большого количества людей (кроме тех, кто упомянут выше). Кроме того, во время этой ночи Всевышний принимает просьбы огромного множества людей (Хафиз Зайнуддин Иракы, Файдуль-Кадир, том 2, с. 317).
Пост в 15 день месяца Ша’бан
Пост в течение всего месяца Ша’бан, без особого выделения какого-либо дня, доказан из практики Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Аиша (да будет доволен ей Аллах) сообщает, что ни в одном из месяцев, кроме Рамадана, Пророк (мир ему и благословение) не постился больше, чем в Ша’бан (Бухари).
Что же касается именно поста в 15 день месяца Шабан большинство ученых по хадису высказывают сомнения относительно достоверности повествования от Ибн Маджа, где говорится о желательности держать пост в этот день, однако, как уже сказано выше, посты в месяц Ша’бан имеют особое достоинство. Кроме того, известно, что большое количество саляфов соблюдали пост именно 15 числа этого месяца. Это было постоянной практикой праведных предшественников и больших ученых, поэтому желательность держать пост 15-ого числа месяца Ша’бан в качестве дополнительного (нафиль) поста.
Что желательно делать в эту ночь?
Чтобы получить благословения этой ночи, желательно выделить определенную часть ночи для богослужения и обращения к Аллаху. Нужно стараться совершать как можно больше просьб о прощении и совершать дуа ради довольства Аллаха.
Также желательно совершать следующие действия:
1. Дополнительные намазы. Это самое предпочтительное действие, которое следует совершать в течение этой ночи. Какого-то особого числа ракаатов намаза не установлено, но известно, что их должно быть не меньше восьми. Также желательно, чтобы каждая часть намаза – как кыйям, руку, саджда – была более длинной, чем обычно. Стоит постараться читать больше аятов Корана, чем обычно, в намазе.
2. Тилява – чтение Священного Корана – другой вид богослужения, которое очень поощряемо в эту ночь. После совершения намаза следует прочитать как можно больше аятов Корана.
3. Зикр — поминание Аллаха и салаваты – благословения Его Посланника (мир ему и благословение) – также желательно совершать в эту ночь.
4. Дуа – обращения к Аллаху – особенно ценны в эту ночь. Само обращение к Аллаху является ибадатом (богослужением), и Всевышний, иншаАллах, дает вознаграждение за каждую молитву наряду с исполнением просьбы молящегося. Даже если не на все молитвы мы получим ответы, по милости Аллаха мы не будем лишены вознаграждения за само обращение к Нему, которые иногда могут быть более драгоценными, чем какие-то выгоды, о которых мы просим. Молитва приближает верующего к Аллаху, что является целью всех видов поклонения.
5. Есть люди, которые по состоянию здоровья и иным причинам не будут в состоянии совершать длительные богослужения в эту ночь. Однако им не следует лишать себя благословений этой ночи, им нужно постараться совершить хотя бы следующие действия:
а) совершите намазы магриб, иша и фаджр джамаатом в мечети (или дома, с родственниками)
б) читайте как можно больше зикр и салават в течение этого дня, когда вы не спите.
в) обращайтесь к Аллаху за прощением – эти формы богослужения, как зикр, салават и дуа – можно совершать в любом состоянии, сидя, лежа, занимаясь обычными делами.
г) Женщины во время месячных не могут совершать намаз или читать Коран, однако они также могут произносить зикр, тасбих, салават и обращаться к Всевышнему со своими просьбами. Они даже могут произносить определенные аяты и суры Корана (как аят аль-Курси, суры Аль-Фатиха, Аль-Ихляс, Аль-Фаляк и Ан-Нас) с намерением на дуа, а не на чтение Корана.
д) Согласно одному хадису, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) посетил кладбище Бакы во время этой ночи, где он молился об умерших мусульманах. Следовательно, некоторые ученые считают, что мустахаб (желательно) во время этой ночи посещать кладбища и молиться за умерших мусульман. Однако, это необязательное действие и не следует производить его регулярно.
Чего не следует делать в эту ночь:
1. Как отмечалось ранее, Ночь Бара’ат — ночь, в которую Всевышний ниспосылает верующим особые благословения. Поэтому, эту ночь следует провести в полном подчинении Аллаху Та’аля, и воздержаться от всех тех действий, которые могут вызвать гнев Аллаха. Хотя каждый мусульманин должен всегда воздерживаться от грехов, все же это воздержание становится еще более важным в такие ночи, поскольку совершение грехов в таком случае будет равноценно неблагодарности в ответ на божественные благословения и открытому вызову Всевышнему. Такое высокомерное отношение навлекает только гнев Аллаха. Поэтому нужно строго воздерживаться от грехов, особенно упомянутых выше в статье, поскольку они лишают человека благословений этой ночи.
2. В эту ночь некоторые мусульмане совершают определенные действия, которые они считают необходимой частью празднования Ночи Бара’ат — как приготовление особых блюд, особое освещение зданий или мечетей, проведение специальных собраний. Все такие действия не только не обоснованы и являются новшествами, придуманными неосведомленными людьми, но в некоторых случаях — это чистое подражание ритуалам, совершаемым немусульманами. Такое подражание само по себе есть грех; но выполнение его в эту благословенную ночь делает его еще хуже. Мусульмане должны строго воздержаться от всех подобных новшеств.
3. Некоторые люди проводят эту ночь, организуя религиозные встречи и произнося длинные проповеди. Такие действия также нежелательны, потому что эти действия можно совершить в другое время. Эта же ночь требует полной отдачи только богослужению и больше ничему.
4. Такие виды поклонения как намаз, чтение Корана и зикр следует выполнять в эту ночь индивидуально, а не в джамаате. Нафиль-намазы не следует совершать с джамаатом, и при этом мусульмане не должны устраивать собрания в мечетях, чтобы отмечать эту ночь коллективным способом.
Напротив, эта ночь предназначена для поклонения Аллаху в одиночестве. Это время, когда человек может обратиться напрямую к Господу Вселенной и уделить внимание общению с Ним одним. Это драгоценные часы, когда никто не должен вмешиваться в общение между рабом и его Создателем, и нужно обратиться к Аллаху с полной сосредоточенностью, которую не будет нарушать кто-либо еще.
Поэтому Пророк Аллаха (мир ему и благословение) совершал богослужения этой ночью в полном уединении, без участия даже самых близких людей, как его любимая жена сайида Аиша (да будет доволен ей Аллах), и именно поэтому все виды дополнительного поклонения (нафиль-ибада) нужно совершать индивидуально.
А Всевышний Аллах знает лучше.
Да дарует нам Всевышний возможность провести эту ночь в угодных Ему делах и поклонении Ему и заслужить Его милость и прощение. Амин.
jamiat.org.za