Сорок хадисов об адабе. Адаб: определение и значимость - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Сорок хадисов об адабе. Адаб: определение и значимость

Сорок хадисов об адабе. Имам аль-Байхакы

Адаб: определение и значимость

Прежде чем приступить к рассмотрению самих хадисов, следует определить что же такое адаб и почему это такая важная и значимая тема.

Ибн Хаджар сказал в «Аль-Фатх»[1]: «Адаб – это совершение всего похвального, будь то слова или действия. Некоторые сказали, что это приобретение благого нрава. Некоторые сказали, что это останавливаться на всем похвальном. Некоторые сказали, что это возвеличивать тех, кто выше тебя, и быть мягким с теми, кто ниже тебя. Некоторые сказали, что это [слово] образовано от مَأْدُبَةٌ , что означает «приглашение к еде», и такое название дано, потому что это приглашение».

Аль-Мунави[2], рахимахуллах, привел другое определение из книги «Шарх ан-навабиг».

«Это все, что приводит ко всему похвальному»[3].

Ученые и имамы в области тасаввуфа, то есть науки о нравственном совершенствовании, указывают, что адаб – обязательная часть сулука, то есть пути духовного совершенствования, и без него духовное исцеление невозможно.

И если описывать практический аспект тасаввуфа более просто, то можно сказать, что это следование адабу во всем.

И величайшим учителем в адабе из всех когда-либо существовавших, безусловно, будет наш господин, Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, который обучил нас каждой части религии и ничего не оставил без наставления и указания. Он, солляллаху алейхи ва саллям, выступает для нас в качестве идеальных весов – и на весах его Сунны следует взвешивать адаб и этику.

Суфьян ибн Уейна сказал:

«Поистине, Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, – это величайшие весы (аль-мизан аль-акбар). И лишь через него оцениваются вещи: по его нравственности, сире, образу жизни. И что соответствует этому – то истина, а что нет – то ложно»[4].

Важность этой темы проявляется и в том, что почти нет крупных книг по хадису, в которых не было бы главы про адаб. Обычно она так и называется – «китаб аль-адаб».

Но следует указать и на определенное различие в употреблении слова «адаб» в книгах по хадису, фикху и тасаввуфу.

В книгах по фикху, как правило, адаб – это некое действие, желательность которого ниже сунны или мустахабба. В разделах об омовении или намазе после перечисления рукнов и сунн омовения и намаза говорится об адабах этих видов поклонения[5].

И имам аш-Шурунбуляли, рахимахуллах, так определил разницу между адабом и сунной:

«И адаб определяется как совершение каждой вещи должным образом. Некоторые сказали, что это благородные качества, некоторые же сказали, что это богобоязненность. И в «Шарх аль-Хидая» сказано, что это то, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, совершал один раз или два, но не делал так постоянно. И шариатское решение (хукм) в отношении этого действия – получение награды за его совершение и отсутствие наказания за отказ от этого действия. Что касается сунны, то это то, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, делал постоянно, но несколько раз мог не сделать это без причины. Что касается шариатского решения (хукм) в отношении этого действия, то это награда за его совершение и порицание за отказ от него, однако в этом нет греха[6]».

Также имам аль-Хаскафи говорит:

«Мустахабб также называется мандубом, адабом и фадыля, и это то, что Посланник Аллаха, солляллаху алейхи ва саллям, иногда делал, и то, что любили саляфы»[7].

Иными словами, слово «адаб» в книгах по фикху обозначает действие, которое ниже по статусу и желательности, чем сунна.

Что касается книг по хадису, то понятие «адаб» несет более широкое значение, и к нему относится указание на благое поведение, вне зависимости от того, будет это обязательным, например, хорошее отношение к родителям, или желательным, например, первым приветствовать словами «ассаляму алейкум».

Поэтому в книгах по хадису, таких как «Сахих» аль-Бухари, или «Сахих» Муслима, или какие-то другие сборники хадисов, в разделе про адаб говорится о действиях, которые считаются ваджибом, сунной муаккада или адабом.

Что касается поздних книг по тасаввуфу, то под адабом чаще всего имеется в виду этика совершения определенных вирдов и азкаров, которые мюрид получает от своего устаза[8], хотя это слово может употребляться и в более широком значении, подобном значению, принятому у мухаддисов[9].

Поскольку эта книга – толкование сборника хадисов, слово «адаб» будет использоваться в том значении, которое принято у мухаддисов[10].

Также следует указать, что в фикхе действия делятся на фард, ваджиб, сунну, мустахабб и т. д. не для того, чтобы призывать не соблюдать сунну. Смысл этого деления заключается в том, что если человек по какой-то причине не совершил это действие, то его не обязательно восполнять. Из этого не следует делать вывод, что факихи менее ревностно соблюдали Сунну, чем знатоки хадиса[11].

Сорок хадисов об адабе. Первый хадис

Абу Али аль-Ашари

[1] 10:400.

[2] Файд аль-Кадир, 1:224.

[3] Эти цитаты взяты из «Адаб аль-ихтиляф» шейха Мухаммада Аввамы, хафизахуллах.

[4] «Аль-Джами ли ахляки рави ва адаби сами`» аль-Хатыба аль-Багдади, Дар муассаса аль-аджвад. с. 11.

[5] См. например, «Нур аль-идах» (Дар аль-башаир аль-исламийя, с. 76 и 140).

[6] «Мараки аль-фалях» вместе с «Хашият» Тахтави (с. 85). Что касается отсутствия греха за отказ от сунны муккада, то это касается случая, когда сунну не совершают иногда. Если не делать постоянно, то это грех, но меньше греха за оставление ваджиба, как разъяснил имам ат-Тахтави эти слова аш-Шурунбуляли.

Что касается нежелательности несовершения мустахабба, то Ибн Абидин [«Хашият» Ибн Абидина (1/123-124)] пишет, что некоторые факихи говорили, что отказ от совершения действий мандуб – это макрух танзихи, а некоторые говорили, что это отказ от предпочтительного (хиляф аль-авля), и что более достоверное мнение заключается в том, что несовершение мустаххаба автоматически не влечет за собой нежелательности и для этого требуется отдельный довод.

[7] «Хашият» Ибн Абидина (1/123-124). Ибн Абидин также указывает, что достоверное мнение – в том, что слова «мандуб», «мустахабб» и «адаб» с позиции усуль аль-фикх имеют одно и то же значение.

[8] См. Например, «Хуласа аль-адаб» Хасана Хильми ад-Дагистани.

[9] См. шарх Закарии аль-Ансари к «Рисаля аль-Кушайрия» (2/800). И одно из определений таково: «То, что рождается из чистого сердца», – то есть дела, которые совершаются познавшими Аллаха. И это можно соотнести со словами аль-Хаскафи про адаб: «То, что любили саляфы».

[10] Ранние мухаддисы из числа саляфов использовали понятие «хадью», которое близко к пониманию адаба у ахлю ас-сулюк, что может означать общее поведение человека, то есть как он говорит, одевается, ведет себя в обществе, и это то воплощенное достоинство знания и праведности, в котором младшие пытаются подражать старшим. См. «Адаб аль-ихтиляф» шейха Мухаммада Аввамы.

[11] Шейх Мухаммад Аввама, хафизахуллах, написал книгу на эту тему, которая называется «Худжият аф`аль ар-Расуль», где указал на это и привел примеры тому, как ревностно факихи соблюдали Сунну. И мы просим у Аллаха тауфик на перевод этой прекрасной работы шейха.

19827

Последние статьи
15.05.2018
Подробнее
Подробнее
Подробнее
© 2018 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.