Сорок хадисов об адабе. Четвертый хадис (первая часть) - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Сорок хадисов об адабе. Четвертый хадис (первая часть)

Сорок хадисов об адабе. Третий хадис (третья часть)

Четвертый хадис из главы «Поддержание родственных связей»

Первая часть

أَخْبَرَنَا أَبُو مُحَمَّدٍ عَبْدُ اللَّهِ بْنِ يُوسُفَ الْأَصْبَهَانِيُّ، أَنْبَأَنَا أَبُو سَعِيدٍ الْأَعْرَابِيُّ، حَدَّثَنَا الْحَسَنُ بْنُ مُحَمَّدٍ الزَّعْفَرَانِيُّ، حَدَّثَنَا سُفْيَانُ بْنُ عُيَيْنَةَ، عَنِ الزُّهْرِيِّ، عَنِ مُحَمَّدِ بْنِ جُبَيْرِ بْنِ مُطْعِمٍ، عَنْ أَبِيهِ، عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: «لَا يَدْخُلُ الْجَنَّةَ قَاطِعٌ»

Абу Мухаммад Абдуллах ибн Юсуф аль-Асбахани[1] передал от Абу Саида аль-Араби от аль-Хасана ибн Мухаммада аз-Зафарани[2] от Суфьяна ибн Уейны от аз-Зухри от Мухаммада ибн Джубейра ибн Мутима[3] от его отца[4] от Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), что он сказал:

«Разрывающий [родственные связи] не войдет в Рай»[5].

Это суровое предостережение от Всевышнего Аллаха, и сердца верующих должны трепетать перед таким ослушанием, которое, как указал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) преграждает вход в Рай.

Ибн Хаджар аль-Аскаляни приводит в «аль-Фатх» ряд хадисов на эту тему, в числе которых хадис, который имам аль-Бухари передает в книге «Аль-Адаб аль-Муфрад»[6]:

إن الرحمة لا تنزل على قوم فيهم قاطع الرحم

«Поистине, милость не будет ниспосылаться народу, среди которых есть расторгающие родственные узы».

А еще имам аль-Бухари приводит хадис:

من أحب أن يبسط له في رزقه أن ينسأ له في أثره فليصلْ رحمه

«Тот, кто хочет, чтобы ему увеличилось пропитание и продлился срок жизни, пусть поддерживает родственные узы»[7].

Здесь может возникнуть вопрос: «Как соотнести идею продления жизненного срока за счет какого-то дела со словами Всевышнего Аллаха:

إِذَا جَاءَ أَجَلُهُمْ فَلَا يَسْتَأْخِرُونَ سَاعَةً ۖ وَلَا يَسْتَقْدِمُونَ

«Когда же наступает их срок, они не могут отдалить или приблизить его даже на час»[8]?

Ибн аль-Хаджар[9] перечисляет несколько вариантов толкования:

Первый вариант: речь идет об увеличении благодати в жизни человека таким образом, что большую часть времени своей жизни он будет тратить на поклонение и на то, что будет приносить ему пользу. И, в целом, хадис явно указывает на то, что поддержание родственных связей наполняет жизнь человека благодатью и милостью Аллаха.

Второй вариант: речь идет о буквальном продлении человеческой жизни в плане того, что знает ангел смерти. И в хадисе говорится о знании этого ангела, а в аяте – о Знании Всевышнего Аллаха, которое не может изменяться.

Например, до того как некто начал поддерживать родственные связи, ангел смерти знал, что этот человек должен был умереть в сорок лет, однако, когда он стал родственные связи поддерживать, его жизнь увеличилась до пятидесяти лет. В предвечном же Знании Всевышнего Аллаха всегда было установлено, что этот человек умрет в пятьдесят.

В аяте Корана говорится об «аль-када аль-мубрам», а в хадисе – об «аль-када аль-муалляк». Из этой же темы – вопрос, меняет ли дуа предопределение.

И в этом разделе важной основой служит хадис:

يس الواصل بالمكافئ و لكن الذي إذا قطعت رحمه وصلها

«Родственные связи поддерживает не тот, кто отвечает взаимностью, но тот, кто удерживает связи, которые пытаются разорвать»[10].

Иными словами, Шариат требует не просто отвечать взаимностью, то есть, например, когда один из родственников приходит к тебе в гости, ты тоже приходишь к нему в гости или, если родственник помогает тебе, ты помогаешь ему. Нет, речь идет о случае, когда один из твоих родственников не хочет с тобой общаться, а ты пытаешься наладить с ним отношения, или, даже если он не помог тебе в трудной ситуации, ты, превозмогая горечь, помогаешь ему все равно.

Сорок хадисов об адабе. Четвертый хадис (вторая часть)

Абу Али аль-Ашари

[1] Аль-Хатыб аль-Багдади сказал о нем: «Был достоин доверия (сика)». ас-Сам’ани сказал в «Аль-Ансаб»: «Один из достойных доверия и тех, кто много передает. Отправился в путешествие в Ирак и Хиджаз и застал много шейхов. Был силен в тасаввуфе. И к концу его жизни к нему приезжали такие люди, как Абу Бакр аль-Багдади». Имам аз-Захаби сказал о нем: «Из великих суфиев и мухаддисов» (Ас-Сальсабиль ан-наки, с. 437-438).

[2] Ан-Насаи сказал, что он достоин доверия (сика). Прочитал «Ар-Рисаля» перед имамом аш-Шафии. И когда Ахмад и Абу Саур приходили на уроки к имаму аш-Шафии, он читал перед всеми. Умер в 259-м году (Тахзиб аль-камаль, 6/310-313).

[3] Абу Саид Мухаммад ибн Джубейр аль-Мадани, брат Нафи’а ибн Джубейра ибн Мут’има. Ибн Саад передает, что он был достойным доверия и от него передается мало хадисов.

[4] Джубейр ибн Мут’им, да будет доволен им Аллах.

[5] Аль-Адаб, аль-Байхаки, № 7. Аль-Бухари (№ 5770) и Муслим (№ 2556) приводят этот хадис.

[6] Аль-Адаб аль-Муфрад, № 63.

[7] Бухари, № 5771.

[8] Коран, 10:49.

[9] Фатх аль-Бари, 10/430.

[10] Аль-Бухари, № 5777.

36425

Последние статьи
14.08.2018
Подробнее
21.05.2018
Подробнее
15.05.2018
Подробнее
© 2018 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.