Сорок хадисов об адабе. Первый хадис - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Сорок хадисов об адабе. Первый хадис

Сорок хадисов об адабе. Адаб: определение и значимость

Первый хадис из главы «Праведное отношение к родителям»

أَخْبَرَنَا أَبُو عَبْدِ اللَّهِ الْحَافِظُ، ثنا أَبُو عَبْدِ اللَّهِ مُحَمَّدُ بْنُ يَعْقُوبَ الْحَافِظُ، ثنا إِبْرَاهِيمُ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ، ثنا أَبُو بَدْرٍ شُجَاعُ بْنُ الْوَلِيدِ، ثنا عَبْدُ اللَّهِ بْنُ شُبْرُمَةَ، عَنْ أَبِي زُرْعَةَ بْنِ عَمْرِو بْنِ جَرِيرٍ، عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَجُلٌ: يَا رَسُولَ اللَّهِ مَنْ أَحَقُّ مِنِّي بِحُسْنِ الصُّحْبَةِ؟ قَالَ: «أُمُّكَ» قَالَ: ثُمَّ مَنْ؟ قَالَ: «ثُمَّ أُمُّكَ» قَالَ: ثُمَّ مَنْ؟ قَالَ: «ثُمَّ أَبُوكَ» . وَرَوَاهُ وُهَيْبُ بْنُ خَالِدٍ، عَنِ ابْنِ شُبْرُمَةَ»

Сообщил нам Абу Абдуллах аль-Хафиз[1] от Абу Абдуллаха Мухаммада ибн Якуба аль-Хафиза[2] от Ибрахима ибн Абдуллаха от Абу Бадра Шуджа ибн аль-Валида[3] от Абдуллаха ибн Шубрума[4] от Абу Зура ибн Амра ибн Джарира[5] от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Некий человек сказал: «О Посланник Аллаха, кто заслуживает лучшего отношения от меня?»

Он сказал: «Твоя мать».

Он сказал: «Затем кто?»

Он сказал: «Твоя мать».

Он сказал: «Затем кто?»

И он сказал: «Твой отец»»[6].

Хафиз аль-‘Аляи передает этот хадис без окончания, которое приведено у имама аль-Байхакы:

، وَقَالَ فِي الْحَدِيثِ يَا نَبِيَّ اللَّهِ، مَنْ أَبَرُّ؟ قَالَ: «أُمَّكَ» قَالَ: ثُمَّ مَنْ؟ قَالَ: «أُمَّكَ» قَالَ: ثُمَّ مَنْ؟ قَالَ: «أُمَّكَ» قَالَ: ثُمَّ مَنْ؟ قَالَ: «أَبَاكَ

Также в хадисе передается: «О Пророк Аллаха, кто больше заслуживает благочестивого отношения?»

И он сказал: «Твоя мать».

И он сказал: «А затем кто?»

Он сказал: «Твоя мать».

И снова спросил: «А затем кто?»

И он сказал: «Твоя мать».

И он снова спросил: «А затем кто?»

И он сказал: «Твой отец».

Таким образом в этом риваяте мать названа трижды, в основном хадисе – дважды.

А еще Ибн Хаджар аль-Аскаляни[7] указывает, что в одном из риваятов после упоминания отца говорится:

ثم الأقرب فالأقرب

«Затем тот, кто ближе»[8].

Иными словами, дальнейшая последовательность в степени заботы и уважения определяется по близости родства.

Ибн Батталь говорит:

«И суть этого хадиса – в том, что мать заслуживает в три раза больше хорошего отношения, чем отец, и причина этого – в том, что мать одна переносит все тяжести беременности, затем родов, а затем грудного вскармливания, и это относится лишь к матери, и это крайне сложно, а затем уже отец вместе с ней»[9].

А имам ан-Навави пишет в толковании «Сахиха» Муслима:

«В этом хадисе содержится призыв к хорошему отношению к родственникам и [говорится,] что мать больше всего заслуживает этого, затем отец, а потом – остальные родственники»[10].

Безусловно, не имеется в виду, что отец не заслуживает уважения или что его можно не уважать. Речь идет о том, что именно мать переносит трудности самого тяжелого периода в жизни ребенка, а именно во время беременности, родов и в первое время после рождения, когда он требует двадцать четыре часа внимания в день и его практически нельзя оставить одного и отвлечься.

Все эти трудности переносит именно мать, поэтому именно она и заслуживает самого теплого и трепетного отношения к себе.

И, поскольку она переносит столько тягот и испытаний, у нее всегда возникает особо нежная связь со своим ребенком, которого она любит во что бы то ни стало и вопреки всему.

Сорок хадисов об адабе. Второй хадис (первая часть)

Абу Али аль-Ашари

 

[1] Абу Абдуллах Мухаммад ибн Абдуллах аль-Хаким ан-Нейсабури. Один из самых известных учителей имама аль-Байхакы. Известен своей книгой «Аль-Мустадрак» и другими книгами по хадису. Родился в 321-м году по хиджре в Нейсабуре, а затем отправился в Ирак и другие местности для получения знания. Носит титул «аль-Хаким», потому что несколько раз был шариатским кадием. Получал знания у таких великих имамов, как ад-Даракутни. Умер в 405-м году в Нейсабуре.

[2] Абу Абдуллах Мухаммад ибн Якуб ибн Юсуф ибн Якуб ибн Абдуллах аш-Шейбани ан-Нейсабури. Вначале он был известен как Ибн аль-Кирмани, затем – как Ибн аль-Ахрам. Имам аль-Хаким передает от него множество хадисов и описал его как «лидера нейсабурских знатоков хадиса». Также передается, что Мухаммад ибн Исхак ибн Хузейма высоко ценил его знания в области хадиса и часто обращался к нему с разными вопросами. Умер в 344-м году (Ар-Равд аль-Басым, с.1282-1287).

[3] Абу Бадр Шуджа ибн аль-Валид ибн Кейс ас-Сакуни аль-Куфи. Ваки’ передает от Суфьяна ас-Саури: «Нет в Куфе человека более набожного, чем Шуджа ибн аль-Валид. Умер в 205-м году. См. «Тахзиб аль-камаль» (12/382-389).

[4] Имам Ахмад сказал о нем: «Достойный доверия (сика)». И когда у Суфьяна ас-Саури спрашивали: «Кто ваш муфтий?» – то он отвечал: «Наш муфтий – Ибн Абу Лейла и Ибн Шубрума». Умер в 144-м году. См. «Тахзиб аль-камаль» (15\76-80).

[5] Абу Зур’а ибн Амр ибн Джарир ибн Абдуллах аль-Баджали. Что касается его имени, то есть несколько версий: Харим, Абдуллах, Абдур-Рахман, Амр, Джарир. У Джарира ибн Абдуллаха, да будет доволен им Аллах, был сын Амр, который умер во время правления Усмана, и у него остался сын, который стал известным своей куньей Абу Зур’а. Он много передает от своего деда и Абу Хурейры. См. «Тахзиб аль-камаль» (33/323-325).

[6]«Аль-Адаб» аль-Байхакы (с. 5, хадис №2). Также этот хадис приводится у аль-Бухари (№5971) и Муслима (№2548).

[7] «Фатх аль-Бари» (10/414).

[8] Передают Абу Дауд (№5139) и ат-Тирмизи (№1897), и он сказал, что этот хадис – аль-хасан.

[9] Там же.

[10] Аль-Минхадж шарх Сахих Муслим, с. 1530.

22158

Последние статьи
21.05.2018
Подробнее
15.05.2018
Подробнее
Подробнее
© 2018 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.