Сорок хадисов об адабе. Пятый хадис (первая часть) - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Сорок хадисов об адабе. Пятый хадис (первая часть)

Сорок хадисов об адабе. Четвертый хадис (вторая часть)

Пятый хадис из главы «Милость к детям»

حَدَّثَنَا أَبُو الْحُسَيْنِ مُحَمَّدُ بْنُ الْحُسَيْنِ الْعَلَوِيُّ، إِمْلَاءً، أَنْبَأَنَا أَبُو الْقَاسِمِ عُبَيْدُ اللَّهِ بْنُ إِبْرَاهِيمَ بَالَوَيْهِ، وَأَخْبَرَنَا أَبُو طَاهِرٍ الْفَقِيهُ، أَنْبَأَنَا أَبُو بَكْرٍ الْقَطَّانُ، حَدَّثَنَا أَحْمَدُ بْنُ يُوسُفَ السُّلَمِيُّ، حَدَّثَنَا عَبْدُ الرَّزَّاقِ، أَنْبَأَنَا مَعْمَرٌ، عَنْ هَمَّامِ بْنِ مُنَبِّهٍ قَالَ: هَذَا مَا حَدَّثَنَا أَبُو هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «خَيْرُ نِسَاءٍ رَكِبْنَ الْإِبِلَ صَالِحُ نِسَاءِ قُرَيْشٍ، أَحْنَاهُ عَلَى وَلَدٍ فِي صِغَرِهِ، وَأَرْعَاهُ عَلَى زَوْجٍ فِي ذَاتِ يَدِهِ

Абуль-Хусейн Мухаммад ибн аль-Хусейн аль-Аляви[1] передал нам от Абуль-Касима Убейдуллаха ибн Ибрахима Балявейхи. 

И Абу Тахир аль-Факых[2] тоже сообщил нам от Абу Бакра аль-Каттана[3] [о которых передавали] от Ахмада ибн Юсуфа ас-Сулями[4] от Абдур-Раззака[5] от Ма’мара[6] от Хаммама ибн Муннабиха[7]: “Это то, что сообщил мне Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах):

“Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: 

“Самые лучшие из женщин, когда-либо сидевших на верблюдах, — это женщины курайшитов: самые нежные к детям в их младенчестве и лучше всех хранящие имущество своего мужа”””[8].

После хадисов о достоинстве хорошего отношения к родителям и родственникам в целом приведены хадисы о нежности и любви к детям.

“Когда-либо сидевших на верблюдах”: имеются в виду женщины из числа арабок[9].

И один смыслов этого выражения — в том, чтобы исключить Марьям бинт Имран, которая никогда не ездила верхом на верблюде, о чем говорится в одной из передач этого хадиса[10].

، أَحْنَاهُ عَلَى وَلَدٍ

Один из смыслов этого выражения — “те, которые не выходят замуж за другого мужчину, если их дети лишаются отца”[11].

Если бы нрав мусульман можно было описать в двух словах для немусульман, то можно было сказать: «Они не пьют и любят детей».

И в этом хадисе Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) указывает на качество курайшиток, которое ставит их выше других женщин, — нежное отношение к своим детям.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сам любил детей, и передается, что он (да благословит его Аллах и да приветствует) носил своего внука Хасана у себя на плече[12].

Также передается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) однажды поцеловал Хасана ибн Али, и рядом сидел аль-Акра ибн Хабис ат-Тамими, который на это сказал: “У меня десять детей, и я никогда никого из них не целовал”. И тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:

مَنْ لَا يَرْحَمُ لَا يُرْحَمُ

“Кто не проявляет милосердия, к тому оно не будет проявлено”[13].

И передается, что одного бедуина сильно удивило, что курайшиты целовали своих детей, на что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:

أَوَأَمْلِكُ لَكَ أَنْ نَزَعَ اللَّهُ مِنْ قَلْبِكَ الرَّحْمَةَ

“Чем я могу тебе помочь, если Аллах убрал милость из твоего сердца?”[14]

Усама ибн Зейд (да будет доволен им Аллах) передает, что, когда он был маленьким, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) брал его на руки и сажал на одно колено, а Хасана на другое и говорил:

» اللَّهُمَّ ارْحَمْهُمَا ؛ فَإِنِّي أَرْحَمُهُمَا

“О Аллах, помилуй их. Поистине, у меня к ним есть милость [в сердце]”[15].

Аиша (да будет доволен ею Аллах) передает, что однажды к ней пришла бедная женщина с двумя дочерьми просить милостыню, а она нашла только один финик и дала его им. И эта женщина разделила его надвое и отдала своим детям, а сама ничего не съела.

И когда пришел Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), то она рассказал об этом, и он сказал:

مَنْ يَلِي مِنْ هَذِهِ الْبَنَاتِ شَيْئًا، فَأَحْسَنَ إِلَيْهِنَّ، كُنَّ لَهُ سِتْرًا مِنَ النَّارِ

“Если кто-то испытает такие трудности от своих дочерей и проявит к ним хорошее отношение, то они будут для него защитой от Огня”[16].

Имам ан-Навави указывает, что в хадисе именно выделяются дочки, потому что люди обычно не любят их[17].

В другом хадисе Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) тоже особо выделил воспитание именно дочерей:

مَنْ عَالَ جَارِيَتَيْنِ حَتَّى تَبْلُغَا ؛ جَاءَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ أَنَا وَهُوَ «. وَضَمَّ أَصَابِعَهُ

“Кто воспитает двух дочерей до их совершеннолетия, в Судный день я и он будем вот так” , — и прижал друг к другу два пальца[18].

Достойное воспитание девочек в наше испорченное время стало крайне сложным делом. И поэтому родителям стоит особенно пристально следить за их пребыванием в социальных сетях, которое зачастую очень пагубно влияет на человека. Но также следует понять, что родители не могут защитить ребенка от греха и порока только запретами, потому что, как только запреты будут сняты, ребенок может пуститься во все тяжкие.

Самое главное, что родители могут дать, — это позитивный нравственный пример, и они могут попытаться заложить  положительные нравственные установки.

Забота о дочках не всегда заканчивается с их замужеством, особенно в наше время, когда очень много разводов, и об этом Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал Сураке ибн Малику:

أَلَا أَدُلُّكُمْ عَلَى أَفْضَلِ الصَّدَقَةِ ؟ ابْنَتُكَ مَرْدُودَةً إِلَيْكَ، لَيْسَ لَهَا كَاسِبٌ غَيْرُكَ «.

“Не указать мне тебе на лучшую милостыню? Это твоя дочка после развода, у которой нет добывающего для нее пропитания, кроме тебя”[19].

Сорок хадисов об адабе. Пятый хадис (вторая часть)

Абу Али аль-Ашари

[1] Один из самых старейших учителей имама аль-Байхакы. Муххадис и праведник из числа потомков Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует). Умер в 401-м году (Сияр, 17/98).

[2] Мухаммад ибн Мухаммад Абу Тахир аз-Зияди аш-Шафии ан-Нейсабури. Родился в 327-м году. Был знатоком шафиитского фикха и арабского языка, знатоком хадисов и муфтием среди мухаддисов. Умер в 410-м году.

[3] Мухаммад ибн аль-Хусейн аль-Каттан.

[4] Абуль-Хасан Ахмад ибн Юсуф ибн Халид ан-Нейсабури, известный как Хамдан. Был имамом и мухаддисом Хорасана. Умер в 264-м году (Сияр, 12/386).

[5] Абдур-Раззак ибн Хаммам ибн Нафи аль-Химьяри, Абу Бакр ас-Санаани. Достойный доверия, хафиз, известный автор. В конце жизни ослеп. Умер в 211-м году (Такриб, №4064).

[6] Ма’мар ибн Рашид аль-Азди. Басриец, который переехал жить в Йемен. Достойный доверия. Умер в 154-м году (Такриб, №6809).

[7] Хаммам ибн Мунаббих ибн Камиль ас-Санаани. Достойный доверия. Умер в 132-м году (Такриб, №7317).

[8] Имам аль-Байхакы передает этот хадис под номером 20 в “Аль-Адаб”. Этот хадис также передают Бухари (№5082) и Муслим (№2527).

[9] Шарх Сахих Муслим, Навави, 16/80.

[10] “Сахих” Муслима (№2527).

[11] Шарх Сахих Муслим, Навави, 16/80.

[12] Аль-Бухари, №3749.

[13] Аль-Бухари, №6013.

[14] Аль-Бухари, №5998.

[15] Аль-Бухари, №6003.

[16] Аль-Бухари, №5995.

[17] Шарх Сахих Муслим, 16/179.

[18] Муслим, №2631.

[19] “Сунан” Ибн Маджа (№3667); “Муснад” Ахмада (№17586); Бухари, Аль-Адаб аль-Муфрад, №80.

37322

Последние статьи
09.02.2022
Подробнее
07.02.2022
Подробнее
22.01.2022
Подробнее
© 2024 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.
Top