Сорок хадисов об адабе. Шестой хадис (первая часть)
Амр ибн Динар
Личность, о которой мы будем говорит к толковании к этому хадису, — это имам Абу Мухаммад Амр ибн Динар аль-Макки[1].
Он был одним из хафизов хадисов, имамом и шейхом Мекки своего времени.
Передается, что он родился в период правления Муавии (да будет доволен им Аллах) в 45-м или 46-м году. И он относится к категории средних или младших табиинов.
Знания и хадисы он получат от таких великих сподвижников, как Ибн Аббас, Джабир ибн Абдуллах, от которого он передает этот хадис, Ибн Умар, Анас и другие.
От него же передают хадисы такие великие имамы, как Катада, аз-Зухри, Аюб ас-Сахтияни, Шуаба, Суфьян ас-Саури, Суфьян ибн Уейна, как в этом хадисе, и другие.
Шуаба сказал о нем: “Я не видел более твердого в хадисе, чем Амр ибн Динар”.
Его ученик Ибн Уейна передает, что он не переставал посещать мечеть и, когда он чувствовал себя плохо, его погружали верхом и так доводили до мечети.
И еще его ученик Ибн Уейна говорил, что не видел более знающего человека в Мекке, чем он.
Амр ибн Динар, кроме знаний хадисов, также был факихом.
По происхождению он был персом и рабом, которому была дарована свобода, и поэтому о нем говорили, что «знание облагородило его».
В этом было величие исламской цивилизации того периода: каждый получал статус согласно своим знаниям и богобоязненности, даже если человек был рабом.
Некоторые мединцы, из-за того что он критиковал Ибн аз-Зубейра, считали его шиитом, но к акыде и убеждениям шиитов он не имел никакого отношения.
От Суфьяна передается, что Амр ибн Динар делил свою ночь на три части: треть спал, треть повторял хадисы, а треть совершал намаз.
Также передают, что Амра ибн Динара сильно любил имам Мухаммад аль-Бакыр и он говорил, что его желание совершить хадж усиливалось из-за желания встретиться с Амром ибн Динаром в Мекке.
Умер этот имам в 125-м, по некоторым версиям — в 126-м году.
Сорок хадисов об адабе. Седьмой хадис
Абу Али аль-Ашари
[1] Сияр, 5/300-307; Тазхиб аль-камаль, 22/5-13.