Сорок хадисов об адабе. Третий хадис (вторая часть)
Третий хадис из главы «Поддержание родственных связей»
Третья часть
Что касается того, как этот человек обратился к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), то в одной из версий он обратился к нему словами: «О Мухаммад!» И имам ан-Навави[1] (да помилует его Аллах) указывает, что либо это произошло до ниспослания запрета на такое обращение, которое заключено в словах Всевышнего Аллаха:
لَّا تَجْعَلُوا دُعَاءَ الرَّسُولِ بَيْنَكُمْ كَدُعَاءِ بَعْضِكُم بَعْضًا ۚ
«Не равняйте обращение к Посланнику среди вас с тем, как вы обращаетесь друг к другу»[2], –
либо этот конкретный человек еще не узнал о вышеупомянутом запрете.
Намаз и закят названы после Единобожия, поскольку это одни из основных столпов Ислама, наличием которых определяется полноценность мусульманина в его религиозной практике.
В наши дни особенно следует выделить закят, потому что, к сожалению, многие богатые мусульмане небрежно относятся к этому столпу Ислама, причем даже те, кто регулярно читает намаз.
Следует понимать, что имущество, которое обязательно выплатить в виде закята, – это право другого человека и ты тем, что не выплачиваешь закят, нарушаешь чужое право.
Что касается поддержания родственных связей, то имам ан-Навави говорит об этом следующее:
«То есть проявление хорошего отношения к родственникам согласно твоему и их состоянию, будь то финансовая помощь, приветствие, посещение, подчинение им в чем-то, либо что-то другое»[3].
Что касается вида родства, которое тут подразумевается, то Ибн Хаджар указывает, что речь идет о родстве в целом, вне зависимости от того, будет человек наследовать от него или нет, считается такой человек махрамом или нет[4].
В контексте закята следует сказать, что лучше всего выплачивать закят своим родственникам, если среди них есть нуждающиеся, и за это человек получит две награды: награду за поддержание родственных уз и за выплату закята.
Конечно, закят нельзя платить родителям или детям, но другим родственникам можно: братьям, дядям и так далее[5].
Заслуживает упоминания печальный факт нашей действительности: люди разрывают родственные связи и перестают общаться с близкими родственниками из-за каких-то финансовых конфликтов и проблем, что категорически не дозволено. И это тема следующего хадиса.
Сорок хадисов об адабе. Четвертый хадис (первая часть)
Абу Али аль-Ашари
[1] Шарх Сахих Муслим, с. 87.
[2] Коран, 24:63.
[3] Шарх Сахих Муслим, с. 88.
[4] Фатх аль-Бари, 10/428.
[5]«Хашият» Ибн Абидина, 2/346. Ибн Абидин еще пишет, что можно выплачивать закят жене сына или мужу дочери. Что касается шафиитского мазхаба, то в «Анвар аль-Масалик» [с. 249] говорится, что людям, которых мужчина обязан обеспечивать, (то есть жене и другим соответствующим родственникам) нельзя выплачивать закят как нищим (фукара) и беднякам (масакин), ведь обеспечивать их и так обязательно, но можно выплачивать им закят по иной причине, например, как людям, у которых есть долги.