Сорок хадисов об адабе. Второй хадис (первая часть)
Второй хадис из главы «Праведное отношение к родителям»
Вторая часть
Суфьян ибн Уейна[1]
В рамках комментария к этому хадису мы расскажем о человеке, который упоминается в иснаде, – об имаме Суфьяне ибн Уейна, рахимахуллах, одном из величайших имамов в области хадиса.
Его полное имя – Абу Мухаммад Суфьян ибн Уейна аль-Хиляли.
Али аль-Мадини сказал, что Суфьян ибн Уейна родился в 107-м году, а первый хадис от него был записан в 142-м году, за пять лет до смерти аль-А’маша, и тогда ему было тридцать пять лет.
Абдур-Рахман ибн Бишр ибн аль-Хакам передает, что Суфьян сказал, что имам аз-Зухри сказал о нем: «Я не видел никого младше него, кто бы искал знания в этой области», – то есть кто бы начал собирать хадисы.
И он относится к одним из самых великих и знающих учеников имама Мухаммада ибн Муслима аз-Зухри.
Али ибн аль-Мадини сказал о нем:
«Среди учеников аз-Зухри нет более совершенного, чем Ибн Уейна».
И он из числа тех великих мухаддисов, которых Всевышний Аллах одарил великой памятью.
Ахмад ибн Абдуллах аль-Иджли сказал, что у него не было никогда никаких записей.
И он сказал о самом себе:
«Я никогда ничего не записывал, если только не выучивал это, прежде чем записать».
И один из его величайших учеников, имам аш-Шафии, сказал о нем:
«Малик и Суфьян ибн Уейна были близки в знаниях», – имеется в виду, в знании хадиса.
А еще имам аш-Шафии сказал о нем и об имаме Малике:
«Если бы не Малик и Суфьян, то знание Хиджаза ушло бы».
Другой великий имам, Яхья ибн Саид, тоже сказал о нем, как передает его слова Али ибн аль-Мадини:
«Среди моих учителей никого не осталось, кроме Суфьяна ибн Уейна».
И я [то есть Али ибн аль-Мадини] спросил его: «О Абу Саид, Суфьян – имам в хадисе?»[2]
И он ответил: «Суфьян – имам уже в течение сорока лет».
Он был имамом и в фикхе, был одним из признанных муфтиев своего времени.
Имам Ахмад передает, что, когда ему задавали вопрос по хаджу, то это было легко для него, а когда вопрос касался развода, это становилось для него трудным. Так происходило из-за ответственности, которая лежит на том, кто отвечает на эти вопросы, ведь это связано с браком и дозволенностью либо запретом половой близости.
К мудрым афоризмам, которые передаются от него, относятся слова: «При увеличении ума уменьшается ризк». Под умом здесь, безусловно, имеется в виду ум, озаренный Шариатом и устремлённый к вечной жизни.
Еще он сказал: «Нет никакой милости больше, чем познание [слов] «нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха», ведь [слова] «нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха» в вечной жизни будут подобны воде в этом мире».
И он говорил: «Аскетизм в этом мире – это терпение и ожидание смерти».
И он говорил: «Поиск того из мирского, в чем у тебя есть необходимость, не будет любовью к мирскому».
И еще он говорил: «Ученый – это не тот, кто знает, что такое добро и зло, но тот, кто знает добро и следует за ним, знает зло и отстраняется от него».
Также он говорил: «Знаете ли вы, на что похоже знание? Это подобно дар аль-Ислам (исламская земля) и дар аль-куфр (земля неверия): если мусульмане откажутся от джихада, то неверующие придут и заберут Ислам, а если люди откажутся от знания, то станут невеждами».
Однажды у Ибн Уейны спросили о богобоязненности, и он сказал: «Это поиск знаний, на основе которых будет познаваться богобоязненность. Некоторые сказали, что это молчание и краткость в речи, но это не так, потому что ученый, который говорит, более богобоязнен перед нами, чем молчащий невежда».
Умер этот имам в 198-м году.
Сорок хадисов об адабе. Третий хадис (первая часть)
Абу Али аль-Ашари
[1] Тахзиб аль-камаль, 11/177-196.
[2] Возможно, Али ибн аль-Мадини спросил об этом, потому что Суфьян ибн Уейна был еще и факихом, так что он спросил у своего учителя, Яхьи ибн Саида аль-Каттана, является ли Суфьян ибн Уейна имамом в хадисе, так же, как и в фикхе.