Вопрос:
Что означают слова в Коране «таубатан насуха»?
Ответ:
Понятие «таубатан насуха» относится к такому виду покаяния, которое исходит искренне из глубины сердца и когда человек решительно намеревается больше не совершать грех, который совершал. Умар, Убай ибн Кааб и Муаз ибн Джабаль, да будет Аллах ими всеми доволен, объясняли, что «таубатан насуха» – это покаяние такой силы, что, как молоко не может вернуться в вымя коровы, так и и человек не может вернуться к греху.
Чтобы покаяние было искренним и действительным, нужно соблюсти четыре условия. А если одно из условий не выполнено, то покаяние не будет считаться действительным. И мы процитируем эти условия по «Маджалис аль-Абрар»:
«Для каждого мусульманина обязательно (ваджиб) покаяние. И для действительности покаяния существует четыре обязательных условия. Несоблюдение хотя бы одного из этих условий сделает все покаяние недействительным.
Первое условие: человек должен ощутить искреннее сожаление о совершаемых грехах. Это означает, что человек должен ощущать раскаяние и боль из-за совершенных им грехов.
Второе условие: человек должен прекратить совершать грех.
Третье условие: человек должен вознамериться никогда больше не совершать этот грех в будущем.
Четвертое условие: все это должно быть совершено из страха перед Аллахом, а не по каким-то другим причинам».
Произносить слова раскаяния, намереваясь совершать грех в будущем, – это не покаяние, а издевательство над Аллахом. И поэт сказал о человеке, который держит четки в руках, произносит слова покаяния, но сам думает о грехе в будущем, что даже грехи смеются над ним.
И Аллах знает лучше.
«Фатава Рахимия»
Муфтий Абдур-Рахим Ладжпури, рахимахуллах