Покаяние (тауба) (1) - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Покаяние (тауба) (1)

«Кайся с душой, полной огня сожаления , и с глазами , влажными от слез! Ведь цветы распускаются в тех местах, где солнечно и влажно!»
Мавляна Джалялетдин Руми (рахматуллахи алейхи)

 

Один портной обратился к праведнику:

— Что вы думаете о благородном хадисе Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва салям ): «Всевышний Аллах принимает покаяние  раба Своего до того, как приходит его смертный час» (Тирмизи, Дават, 98).

Праведник сказал:

— Да, это верно. Но чем ты зарабатываешь себе на жизнь ?
— Я портной, шью одежду.
— А что самое легкое в портновском деле?
— Кроить ножницами материю.
— И сколько ты занимаешься портновским делом?
— Почти тридцать лет.
— Сможешь ли ты кроить  материю, когда смерть подступит к тебе?
— Нет, не смогу.
— Послушай, портной! Если находясь перед лицом смерти, ты не сможешь делать то, чему усердно учился и в чем достиг мастерства в течение тридцати лет, как ты сможешь покаяться, если ни разу в жизни не делал этого? Покайся сейчас, пока ты в силах! Иначе, у тебя может не оказаться их в последний миг, когда необходимым станет расскаяние и упование на благой  конец … Разве ты не слышал слова: «Спешите  покаяться, прежде, чем вас настигнет смерть!» (Маснави, Файз-уль-Кадир).

Эти слова заставили   портного  глубоко задуматься. Спустя  некоторое время он покаялся и примкнул к числу благочестивых.

Этот рассказ напоминает , что рабы Божьи постоянно рискуют оступившись,  попасть в какую-либо из множества жизненных и духовных пропастей, самой опасной из которых является откладывание искреннего покаяния на потом. Тогда как  покаяние служит спасательным кругом для наших душ.

Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва салям) наставлял одного из благородных сахабов: «Больше всего ты страдаешь от грехов своих, а лекарство от страданий  – истигфар (просить прощения за грехи ) в темноте ночи» (Дайлами, Муснад, 1, 136).

Истигфар, занимающий важное место в стремлении к Аллаху и достижении высокого состояния души, есть путь очищения от духовной нечистоты. Принятое покаяние устраняет все препятствия и завесы между рабом и Господом, что в большой степени важно для праведных деяний. Все, что мешает достижению главной цели, необходимо устранять, чтобы привести свою душу  в благоприятное  состояние.

Первое покаяние было сделано первым пророком Адамом (алейхи салям). Он так совершил тауба (покаяние):

«Сказали они двое [Адам и Хавва]: «(О,) Господь наш! Мы самим себе причинили зло, и, если Ты не простишь нам и не помилуешь нас, мы окажемся потерпевшими убыток» (аль-Араф, 7/23).

Эта ду’а для всех следующих  поколений его потомков является  ценнейшим уроком покаяния .

Благородные аулия отмечали три вида покаяния:

1. Тауба основной массы му’минов; они каются в совершенных грехах.
2. Тауба избранных ; они каются в невежестве, неведении, небрежности  своей.
3. Тауба лучших из избранных ; они каются только для того, чтобы достичь еще большей близости к Аллаху.

Как и во всяком праведном деле, условием тауба является искренность и чистосердечность. Так, многие из познавших истину и Господа, не раз каялись о сделанном уже покаянии. Значит, следует избегать расскаяния, о котором потом придется сожалеть, то есть покаяние, как об этом предупреждает священный аят , должно быть окончательным. Ведь нафс и шайтан сбивают душу с пути истинного, представая в роли учителя, который внушает прекрасное и благое. Когда раб попадает в эту западню, он пускает свое тауба на ветер. А если он после тауба возвращается к грехам, он ввергает себя в бедствие, застилающее темнотой свет жизни будущей.

Всевышний Аллах сказал:

«Быть может , ваш Господь простит вас. Если вы снова станете (бесчинствовать) , то Мы вновь накажем вас…» (аль-Исра, 17/8).

Ведь тот, кто постоянно нарушает свое тауба,  становится посмешищем шайтана. Каждый раз, когда человек раскаялся в грехе, шайтан и его легкомысленные помощники говорят ему: «Сожаления твои – тьфу на них!», и тот опять преступает обещание, данное им Господу. Именно к этому относится повеление священного аята:

«О вы, которые уверовали! Обращайтесь к Аллаху с искренним раскаянием…» (ат-Тахрим , 66/8).

Говоря о тауба, следует обратить внимание на следующий благородный  хадис из сборника хадисов  Джами-ус-Сагир. В нем говорится, что после того, как человек совершил грех, пишущие ангелы в течение целых шести часов не записывают грех, потому что ему дается время для раскаяния. Поэтому человек ошибается, если говорит:

«Я не смогу быть стойким в своем раскаянии, а оставлю на потом!», наоборот, он должен находиться в истигфаре. Может быть, по воле Аллаха, он не вернется вновь к своему греху. Обязательно надо знать, что тауба, являющееся прошением о помиловании, должно выражаться  в чистосердечном раскаянии и твердым решением никогда не возвращаться к подобному.

 

Перевела с турецкого Аиша Хумейра

531

Последние статьи
13.07.2017
Подробнее
04.06.2017
Подробнее
18.05.2017
Подробнее
© 2017 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.