Правдивость тесно связана с надежностью и может считаться ее второй cтороной. Подобно надежности, правдивость была второй основной чертой нашего Пророка (мир ему и благословение), которого называли Ас-Садик за его безупречную правдивость. Правдивость и надежность также отличительные качества верующего человека. Трудно представить себе, что верующий человек будет лжецом.
Священный Коран приравнивает ложь к поклонению идолам:
«Отстраняйтесь же от мерзости идолов [идолы – мерзость], и отстраняйтесь лживых речей, будучи ханифами [единобожниками] пред Аллахом, не придающими Ему сотоварищей [не поклоняясь кому-либо, кроме Аллаха]» (22, 30-31).
Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение) встал сразу после совершения молитвы фаджр и трижды повторил: «Лжесвидетельство приравнивается к идолопоклонству» и прочитал вышеприведенный аят Корана (приводится у Абу Дауда и Ибн Маджа).
Посланника Аллаха (мир ему и благословение) как-то спросили: может ли верующий быть алчным человеком или трусом. Он ответил, что это возможно. Но когда его спросили – может ли верующий быть лжецом, он ответил, что нет, не может (приводится у Малика и Байхаки).
Говоря о лжи, нельзя не вспомнить также следующие высказывания Пророка (мир ему и благословение):
«Есть четыре качества – тот, кто обладает ими всеми, является настоящим лицемером; кто имеет одну из них, в том есть признаки лицемерия, пока он не избавится от этого. Когда ему поручают что-то, он обманывает, когда говорит, он лжет, он дает обещания, а затем нарушает их, а когда поссорится с кем-то, он поступает несправедливо» (передал Абдулла ибн Умар, приводится у Бухари и Муслима).
«Верующий (мусульманин) может быть подвержен различным человеческим слабостям, но не лжи и нечестности» (передается у Ахмада и Байхаки).
«Самой большой несправедливостью будет, если вы будете лгать своему брату мусульманину, в то время как он считает, что вы говорите правду» (Абу Дауд).
«Поистине правдивость ведет к благочестию, а благочестие ведет к Раю. И человек продолжает говорить правду, пока его не запишут у Аллаха среди правдивых! И поистине ложь приводит к греховности, а греховность приводит к Аду. И человек продолжает говорить ложь, пока его не запишут у Аллаха среди лжецов!» (Бухари и Муслим).
Также о правдивости говорится в следующих хадисах:
«Если вы обещаете мне, что будете придерживаться следующих шести вещей, я обещаю вам Рай: Будьте правдивы, когда вы говорите, выполняйте обещания, если дали слово, возвращайте то, что вам доверили, оберегайте ваши половые органы и опускайте ваши взоры, удерживайте ваши руки (от несправедливых действий)» (передает Байхаки).
«Если человек любит Аллаха и Его Посланника и хочет быть любимым Аллахом и Его Посланником, он должен быть правдивым, когда говорит, возвращать то, что ему доверили и быть добродетельным к своим соседям» (Байхаки).
«Праведный и честный торговец будет в будущей жизни в обществе пророков, их сподвижников и мучеников за веру» (Ат-Тирмизи и ад-Дарими).
То, что мы говорим, должно быть не только искренним, но наиболее уместным, справедливым и разумным. Священный Коран учит нас:
«О те, которые уверовали! Остерегайтесь (гнева) Аллаха [выполняйте Его повеления и отстраняйтесь от Его запретов] и говорите (во всех случаях) слово прямое [то, что соответствует истине]» (33, 70).
Искренний верующий должен избегать лжи не только в серьезных вещах, но все, что он говорит, должно быть правдой, даже если он шутит или разговаривает с маленькими детьми. Ему не следует также передавать информацию, если он не уверен в ее точности и достоверности.
«Чтобы прослыть лжецом, человеку достаточно просто передавать все, что он услышит от других» (не проверяя) (Муслим).
Абдуллах ибн Амир рассказывает: «Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сидел в нашем доме, когда моя мать позвала меня: «Подойди ко мне, я тебе дам кое-что». Посланник Аллаха (мир ему и благословение) спросил ее: «Что ты хочешь ему дать?» И она ответила, что хотела дать финик. Тогда он сказал: «Если бы ты не дала ему ничего, это было бы записано против тебя как ложь» (Абу Дауд).
«Горе тому, кто говорит ложь, чтобы заставить людей смеяться» (Ат-Тирмизи).
Создавать о себе ложное впечатление – это также форма лжи.
Женщина однажды спросила Пророка (мир ему и благословение): «У моего мужа есть еще одна жена. Будет ли грехом, если я буду одеваться и хорошо выглядеть, давая понять, что это все обеспечивает мой муж?» Он ответил: «Если ты будешь создавать о себе ложное впечатление, чтобы люди подумали, что твой муж делает нечто, когда он этого не делает, то ты будешь подобна наряжающемуся для лжи» (Бухари и Муслим).
Также бывают случаи, когда людям предлагают что-то, они делают вид, что им этого не хочется, хотя на самом деле они желают этого. Это тоже считается ложью.
«Когда одну из жен привели к Пророку (мир ему и благословение) как невесту, он принес миску с молоком, отпил немного, а затем передал жене. Она отказалась, сказав: «У меня нет аппетита». Он ответил: «Не добавляй ложь в свой голод» (передано ат-Табарани).
Есть исключительные случаи, когда человек может сказать неправду, и он не будет лжецом. Одна из таких ситуаций – введение в заблуждение врага во время войны. К примеру, некий мусульманин попадет в плен, и его станут расспрашивать о положении мусульманской армии, ему следует скрывать истинное положение вещей.
Также не будет ложью говорить неправду, когда человек хочет помирить поссорившихся людей:
«Если человек передает людям (которых хочет помирить), хорошие вещи друг про друга, он не будет лжецом» (Бухари и Муслим).