Великий имам Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах) – образец мудрости, благородства и щедрости - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Великий имам Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах) – образец мудрости, благородства и щедрости

Нуман ибн Сабит, более известный как Имам Азам (Великий имам) или под своей куньей Абу Ханифа, родился в городе Куфа (современный Ирак), в 80 году хиджры (689 году н.э.). Он происходил из семьи торговцев персидского происхождения, чья родословная восходит к сподвижнику Салману аль-Фариси (да будет доволен им Аллах).

Происхождение имама и его родители

Его родители также были людьми набожными и благочестивыми. О женитьбе его отца есть известная история.
Однажды на берегу ручья он брал омовение. В воде он увидел яблоко и, чтобы оно не сгнило в воде, достал его и съел. Однако в слюне он увидел кровь. До этого момента с ним не происходило ничего подобного, и он предположил, что кровь в слюне появилась из-за яблока. Он пожалел, что съел это яблоко. Он пошел по берегу ручья, чтобы найти хозяина яблока и попросить у него прощения за то, что съел его яблоко без разрешения. Наконец он увидел яблоневый сад, яблоки которого были похожи на съеденное им яблоко. Он расспросил о хозяине этого сада. Ему ответили, что хозяин сада — великодушный человек и ничего не скажет не то, что за одно яблоко, а даже за все собранные и отправленные яблоки с яблони. Несмотря на это, он нашел владельца сада и объяснил ему о произошедшем и попросил, чтобы он либо взял деньги, либо простил его.

Владелец сада был удивлен поведением юноши и чтобы проверить, действительно ли он благочестив, спросил его:

— Что ты готов дать за съеденное яблоко?

— Золото, серебро – все, что у меня есть.

— Я не желаю ни золота, ни серебра, но если ты не хочешь, чтобы в Судный день я не был истцом в отношении тебя, то тебе необходимо принять мое предложение.

— Что за предложение?

— Если ты это сделаешь, скажу.

— Если это не противоречит Исламу, сделаю.

—  У меня есть слепая, глухая, немая дочка. Если ты согласишься взять её в жены, я прощу тебя.

Сабит согласился на это предложение ради того, чтобы не понести наказания в Судный день. Но когда после совершения брачного обряда Сабит зашел в комнату невесты, то тут же выбежал оттуда, поскольку там оказалась здоровая и красивая девушка.

Он побежал к своему тестю, сказав, что это видимо, какая-то ошибка. Тесть, улыбаясь, ответил ему: «Сын мой, это моя дочка и твоя законная супруга. Я сказал тебе, что она слепая, потому что она никогда не смотрела на запретное. Сказал, что она глухая, потому что она никогда не слушала ничего запретного. Сказал, что она немая, потому что она никогда не говорила о запретном. Сказал, что она калека, потому что она никогда не совершала харам. Иди к своей законной жене. Пусть Аллах благословит вас и сделает вас счастливыми».

Вот от такого брака, от таких благочестивых родителей, и родился Имам Азам Абу Ханифа.

Имам Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи) был не только человеком огромных познаний, но он был также человеком великой веры и поклонения.

Его ученика однажды спросили: «Каков был нрав твоего учителя Абу Ханифы?» Он ответил: «Он был очень набожным. Он всегда старался избегать запретного, всегда был погружен в свои мысли и никогда не говорил попусту. Он отвечал на вопросы, только если точно знал ответ. Имам был чрезвычайно щедрым и исполненным достоинства. Он никогда ничего не просил у богатых или власть имущих людей. Он избегал общества людей, погруженных в мирские интересы (которые говорили о деньгах и имуществе). Имам никогда не обращал внимания на положение и богатство человека, который к нему приходил. Он избегал сплетен и клеветы и говорил о людях, даже о своих врагах, только хорошее. Не то, что мы сегодня, если ненавидим кого-то, то не жалеем слов, чтобы описать этого человека. Имам Абу Ханифа не сказал плохого слова даже о тех, кто заключил его в тюрьму и избивал его. Он не жалел времени для получения и распространения знаний, он всегда делился с нами своими знаниями и своим имуществом. Таков был наш имам Абу Ханифа».

Имам Азам приобрел свои знания от более чем четырех тысяч человек. Его учителями были многие великие ученые своего времени, чей иснад (цепочка учителей) доходил до сподвижников. Некоторые ученые полагают, что он в юности мог встречаться с такими сподвижниками как Анас ибн Малик, Абдулла ибн Ауфа и Сахль ибн Саад, так что он принадлежит к поколению табиинов.

Среди учителей Абу Ханифы был ученый Хаммад ибн Сулейман, чьим учеником имам стал в возрасте 22 лет, уже будучи известен как человек, умевший одолеть в споре заблудших и неверующих.

Набожность Абу Ханифы

Абу Ханифа известен не только своими знаниями, но и своей набожностью. Про него рассказывают, что он совершал утренний намаз с омовением ночного (то есть, он не ложился спать до утра, поэтому ему не приходилось обновлять омовения).

Однажды, когда он проходил по рынку, он услышал, что один человек говорит другому: «Вот идет  человек, который проводит в поклонении всю ночь», в то время как Абу Ханифа проводил в поклонении лишь полночи. С того момента Абу Ханифа начал оживлять всю ночь поклонением, говоря: «Я стыжусь Аллаха, чтобы мне не приписывали того, чего я не совершаю».

***

Как-то раз Имам вел спор с одним человеком. В ходе дискуссии его оппонент воскликнул:

— Побойся Аллаха!

Услышав эти слова, Имам помрачнел, задрожал, опустил голову и сказал:

— Брат мой, да воздаст тебе Аллах благом! Больше всего люди нуждаются в том, кто напоминал бы им об Аллахе в такие моменты, когда они восхищаются собой, говоря о знании; чтобы они совершали свои дела ради Аллаха. Знай, что когда бы ни говорил я о том, что касается знания, я всегда помнил о том, что Господь потребует у меня ответа, и всегда стремился к спасению.

Имам Азам и заблудшие 

Абу Ханифа был чрезвычайно умным и проницательным человеком, который умел дать ответ на любой запутанный вопрос. Это качество обнаружилось уже в его детском возрасте. Рассказывают такую историю о юном имаме, которая произошла с ним в возрасте 10 или 12 лет.

Однажды император Византии отправил своего посла в Куфу, повелев задать мусульманским учёным три вопроса. Добравшись до города, посланец попросил передать халифу, что он прибыл от императора, дабы задать его учёным вопросы. Тогда халиф приказал созвать всех мудрецов города. Посол императора взобрался на высокое место и изрек: «Я пришёл к вам с тремя вопросами: что было до Аллаха? Куда смотрит Аллах? Чем занят Аллах в настоящий момент?»

Услышав подобные вопросы, собравшиеся молчали. Но вдруг среди толпы послышался голос мальчика, который пришёл на собрание со своим отцом: «О, отец, можно я отвечу ему так, что после моих слов чужеземец замолчит?» Спросив дозволения у халифа, юноша вышел вперёд.

Византиец обратился к молодому мусульманину, повторяя свой первый вопрос: что было до Аллаха? Но мальчик спросил: «Вы умеете считать?» Получив от посла утвердительный ответ, молодой человек сказал: «Тогда начните обратный отчет с десяти». Византиец досчитал до единицы и остановился. «А что перед единицей?» – спросил юноша. «Перед единицей нет чисел», – удивился посол. «Если очевидно, что перед арифметической единицей нет ничего, как вы можете подумать, что что-то было до Единственного Аллаха?» – воскликнул смышлёный юноша.

Посол удивился такому ответу и задал второй вопрос: «Скажи мне, в каком направлении смотрит Аллах?» Юноша спросил его: «Когда зажигают свечу, в каком направлении смотрит её свет?» «Но свет пламени распространяется во все четыре стороны. Он не смотрит в каком-либо одном направлении», – изумился мужчина.

Услыхав это, юноша сказал: «Если ты признаёшь, что свет пламени распространяется во все четыре стороны, то знай, что Аллах – Творец Земли и Небес – одновременно смотрит во всех направлениях».

Отчаявшись, византиец приготовился задать ему последний вопрос, но юноша опередил его. «Подожди! Ты задаешь вопросы, а я отвечаю. Было бы справедливо, если бы мы поменялись местами, чтобы мои ответы были слышны так же хорошо, как и твои вопросы». Чужестранец согласился и уступил трибуну юноше, повторив свой последний вопрос:

«Чем Аллах занят сейчас?» Мальчик ответил: «Сейчас Аллах заставил спуститься лжеца, пришедшего насмехаться над Исламом, унизив его перед всеми, и возвысил Своего раба, убеждённого в Его Единственности».

***

В Куфе некий человек, по всей вероятности, крайний шиит, решил опорочить доброе имя Усмана ибн Аффана, назвав его иудеем. Прознав об этом, Абу-Ханифа немедля отправился к хулителю.

— Я пришел сосватать твою дочь, — обратился он к нему, желая как можно быстрее угомонить сквернослова.

— За кого?

—  За одного благородного человека, богатого, знающего наизусть Книгу Аллаха, щедрого, того, кто ночь проводит в молитвенном поклоне и много плачет от богобоязненности…

— Абу-Ханифа, этого уже достаточно!

— Но я описываю лишь качества.

— Чьи же?

— Иудейские.

— Субханаллах! Ты что же, хочешь, чтобы моя дочь вышла замуж за иудея?

— А ты не выдашь?

-Нет, конечно!

— А вот Пророк выдал за «иудея» двух своих дочерей!

— Да простит меня Аллах! Я каюсь пред Тобой, — воскликнул тот.

***

Кто самый сильный?

Один рафидит (шиит) спросил Абу-Ханифу: «Кто самый сильный человек?».

«По-нашему, самый сильный человек — Али (да будет доволен им Аллах), ибо он, узнав о праве Абу-Бакра (да будет доволен им Аллах), уступил ему халифат. По-вашему же — Абу-Бакр, который якобы силой отнял халифат у Али, а тот не смог отнять власть у него». Ответ поставил рафидита в тупик.

***

Однажды атеист затеял спор с мусульманами, желая их разубедить в существовании Бога. Он сказал: «Этот мир не создан Аллахом, а его создала природа». Потом он попросил, чтобы ему назначили встречу с одним из мусульманских ученых для дискуссии на эту тему. Для этого выбрали имама Абу Ханифу. Было решено, что их встреча произойдет на следующий день. Когда наступило оговоренное время, собрались люди, пришёл атеист, но имама Абу Ханифы еще не было. Прошёл час от назначенного времени, а имама всё не было. Прошло еще несколько часов. Тогда атеист стал кричать, хвастаясь: «Видите, ваш учёный испугался и не пришёл». Он сказал: «Ему нечего противопоставить моим словам».

В это время подошел имам Абу Ханифа. Атеист, увидев его, стал на него кричать, обвиняя в том, что он опоздал. Имам Абу Ханифа сказал ему: «Прежде чем обвинять меня, ты спроси, почему я опоздал». И продолжил: «Для того чтобы добраться от моего дома, до места нашей встречи, мне надо переплыть реку. Когда я подошел к берегу, то увидел, что нет ни лодки, ничего другого, на чем бы я смог переплыть на другой берег. Тогда я стоял и ждал, и вдруг поднялся сильный ветер, который стал ломать ветки на деревьях. Затем эти ветки стали собираться вместе, и образовался плот. Я встал на этот плот, и ветер перенес меня вместе с плотом по реке на другой берег. Поэтому я и опоздал».

Выслушав рассказ имама Абу Ханифы, атеист стал громко смеяться и говорить людям: «Смотрите, что за нелепицу говорит ваш ученый, он, наверное, сошел с ума». И затем сказал имаму Абу Ханифе: «Разве можно поверить в то, что ты рассказал!». Имам Абу Ханифа ответил: «Если ты не веришь в то, что я тебе рассказал, и говоришь что подобного не может быть, то, как ты можешь верить и говорить другим о том, что весь этот мир и все что в нем есть, создали сами себя?!».

Абу Ханифа как торговец

Он зарабатывал на жизнь посредством торговли (отправлял товары в разные города), большую часть полученных средств он раздавал своим нуждающимся ученикам. Также много денег он отдавал в качестве милостыни, и каждую пятницу он давал двадцать золотых монет бедным за души своих родителей.

В торговле он проявлял такое же благочестие.

В деле торговли у Абу-Ханифы был компаньон по имени Хафс ибн Абдаррахман, которому он доверял продавать свой товар. Один раз Абу-Ханифа отправил ему бракованное одеяние (или партию товаров), указав на ее недостаток и попросив: «Когда будешь продавать, укажи [на это]!».

Хафс продал вещь, но забыл про просьбу своего напарника: покупатель остался в неведении относительно недостатка товара. Когда Абу-Ханифа прознал об этом, он раздал в качестве милостыни всю стоимость проданного товара, а именно — тридцать тысяч дирхемов.

***

Однажды к Абу-Ханифе пришла женщина, попросив продать ее шелковое одеяние.

— За сколько, тебе сказали, ты сможешь его продать? — спросил ученый.

— За сто, — последовал ответ.

—  Оно стоит больше, — сказал Абу-Ханифа, посоветовав повысить цену. Женщина прибавила еще сто дирхемов, но не получила согласия: Абу-Ханифа требовал назначить большую цену. Так каждый раз цена поднималась еще на сто дирхемов.

— За четыреста! — подытожила, наконец, хозяйка товара.

— Оно дороже! — продолжал настаивать Абу-Ханифа.

— Вы издеваетесь надо мной? — не выдержала женщина.

— Подождем.

И вот появился покупатель, который купил одеяние за целых пятьсот дирхемов.

В другом рассказе повествуется, как Абу-Ханифа просил повысить цену для себя за одеяние, которое он решил приобрести сам. Он купил его в итоге по баснословной цене — за восемь тысяч [дирхемов?].

***

Одного богатого человека, ученика имама, преследовала целая череда бед и несчастий. Он терпеливо переносил все напасти. Однако дела шли так плохо, что голодная смерть стала угрожать его жене и ребенку. В такой нужде человек отправился на занятия к Абу-Ханифе. Но даже тогда, когда стали расходиться все ученики, он не решился поведать имаму о своем деле и вернулся домой ни с чем.

Абу-Ханифа же по выражению лица этого человека понял, что и действительности привело его на урок. И он последовал за ним, пока несчастный не скрылся у себя в доме. Когда наступила ночь, Абу-Ханифа взял пять тысяч дирхемов и постучал в дверь. «Эй, мужчина! — крикнул он. — Я у твоих дверей кое-что положил. Это твое!» После чего быстро удалился, дабы не смущать его. Хозяин дома вышел, взял сверток, но не желал его развязывать, боясь, что это может оказаться подаянием зимми. Однако жена настояла: «Развяжи узелок [на свертке] — может, Аллах развяжет узел [наших проблем]!». Когда он развязал сверток, то прочел в нем слова Имама: «Это то, что принес тебе Абу-Ханифа как дозволенное для тебя, дабы ты обрел душевный покой!».

Смерть имама

Известность имама была такова, что халиф Абу Джафар аль-Мансур захотел назначить его на должность верховного судьи в Аббасидской империи. Однако, зная жестокость и неправедность правителя, имам Абу Ханифа отказался принять эту должность, не желая иметь ничего общего с его делами.

Тогда Абу Джафар начал настаивать. Но Абу Ханифа сказал: «Я не приму эту должность. Но если бы даже я согласился и если бы какое-то дело было против тебя (халифа), клянусь Аллахом, я бы осудил тебя, хотя ты и правитель правоверных. И поступив таким образом, если бы даже ты бросил меня в самую глубокую реку, я все равно не отказался бы от своего решения. Как ты думаешь, каково же будет мое состояние, если ты вынудишь меня принять эту должность?»

Абу Джафар же настаивал: «Ты примешь эту должность».  Имам Абу Ханифа сказал: «Я не достоин того, чтобы занимать этот пост». Тот сказал: «Ты лжешь!»  Абу Ханифа же сказал: «Если я лжец, то тем более я не могу быть судьей».

Халиф разозлился и решил вынудить имама силой принять его предложение.   И в предании упоминается, что он повелел заключить имама в тюрьму, где его каждый день избивали. Однако, никто не смог заставить имама изменить свое решение, потому что это  был человек, который жил и умер на пути Аллаха. Наконец, враги отравили его.

Передается, что свыше 50-ти тысяч человек вышли на улицы Багдада, чтобы проводить имама в последний путь. Великий имам скончался в 150 году по хиджре или 767 году н.э.

***

Передается также такая история об имаме. Абу-Ханифа в своей жизни совершил хадж пятьдесят пять раз. Ко время последнего хаджа он зашел внутрь Каабы и в течение дкухракатного намаза прочитал целиком весь Коран. А затем воззвал: «О, Аллах! Я не смог поклоняться Тебе так, как Ты того достоин.

Я хорошо понял, что Тебя нельзя познать через разум. Прости мне мои недостатки в служении Тебе, ибо я осознал их!». В это время раздался голос: «Абу-Ханифа! Ты глубоко познал Меня и безупречно служил Мне! Я простил тебя и тех, кто будет в твоем мазхабе, кто последует за тобой, вплоть до Судного дня!».

Будучи в Каабе, Абу-Ханифа во сне услышал голос: «О Абу-Ханифа! Ты искренне служил Мне и глубоко познал Меня! Я прощаю тебе за твое искреннее служение, за молитвенные бдения по ночам, за глубокие познания и совершенство в науках явных и тайных, за честность в них, за отказ от мирского и нежелание чинов, за стремление к той жизни и великое усердие для сподобления ее причин».

***

Имам Шафии (рахимахуллах) говорил об имаме: «Все люди фикха – дети по сравнению с Абу Ханифой»; «Все люди знания – дети улемов Ирака, которые учились у улемов Куфы, которые были учениками Абу Ханифы».

Ханафитский мазхаб, который был назван по имени имама, распространился по всему исламскому миру во времена османских халифов. Сегодня более, чем половина мусульман мира следует его мазхабу.

Да не лишит нас Аллах шафаата и баракята наших праведных предков. Амин.

______________

При написании статьи были использованы материалы сайта Jamitul Ulama и книга Рустама Батыра «Жизнь и наследие Абу Ханифы»

709

Последние статьи
18.05.2017
Подробнее
16.05.2017
Подробнее
Подробнее
© 2017 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.