Аиша (رضى الله عنها) стала второй женщиной, к которой посватался Посланник Аллаха (صلى الله عليه وسلم), и третьей его женой.
Аиша (رضى الله عنها) была на редкость одаренной, красивой, умной, воспитанной, скромной и благочестивой девушкой, повеление о женитьбе на которой снизошло от Всевышнего Аллаха. Благодаря ее непревзойденным умственным способностям, любознательности и желанию узнавать и распространить Ислам, она заслужила особую любовь Посланника Аллаха (صلى الله عليه وسلم). Она стала одной из семи величайших ученых Ислама своего времени. Эти знания Аиша (رضى الله عنها) приобретала от первоисточника, когда воспитывалась в доме своего отца, а потом слыша откровения и изречения Посланника Аллаха (صلى الله عليه وسلم) из его благословенных уст. Она мать всех правоверных, дочь правдивейшего, правдивейшая Аиша (رضى الله عنها).
Родилась Аиша (رضى الله عنها) в Мекке в 614 году, выросла и воспитывалась в мусульманской семье. Отцом ее был досточтимый Абу Бакр Сыддык (رضى الله عنه), являвшийся вторым во вселенной после пророков по величию духа и высоте нравственности. Ее матерью была Умму Руман бинт Амир ибн Уваймир из рода Кинан. Посланник Аллаха (صلى الله عليه وسلم) сказал о ней: «Кто желает увидеть гурий из рая, пусть взглянет на Умму Руман!»
После смерти Хадиджи ( رضى الله عنها) Посланник Аллаха (صلى الله عليه وسلم) как-то увидел во сне Джибриля ( عليه سلم ). Тот вручил ему футляр с портретом и сказал: «О, Посланник Аллаха! Эта девушка станет твоей женой. Она осчастливит тебя и спасет от мук одиночества». Когда Посланник Аллаха (صلى الله عليه وسلم) открыл футляр, он увидел изображение Аиши (رضى الله عنها). Из этого сна было ясно, что Всевышний Аллах желает, чтобы Посланник Аллаха (صلى الله عليه وسلم ) взял Аишу в жены.
Вскоре после этого случая Посланника Аллаха (صلى الله عليه وسلم) пришел навестить ‘Усман ибн Маз’ун со своей женой Хавлей бинт Хаким. Хавля сказала, что если Посланнику Аллаха (صلى الله عليه وسلم) будет угодно, они с мужем могут выступить в роли его сватов и предложила ему на выбор двух незамужних женщин – Савду бинт Зам’а и Аишу бинт Абу Бакр (رضى الله عنهما ). Мухаммад (صلى الله عليه وسلم) выбрал Аишу (رضى الله عنها) и попросил Хавлю быть его свахой.
Хавля сразу же направилась в дом Абу Бакра ( رضى الله عنه) . В доме была одна Умму Руман, его жена.
― О Умму Руман! Известно ли тебе, чем Аллах облагодетель ствовал вас? – спросила она ее.
― Чем же? – удивленно спросила та.
― Посланник Аллаха направил меня к вам свахой, чтобы я просила вас выдать за него вашу дочь Аишу.
― Подожди, пусть вернется Абу Бакр, – совсем растерялась Умму Руман.
Когда вернулся Абу Бакр( رضى الله عنه) и узнал новость, сердце его затрепетало. Для него было величайшей честью стать тестем Посланника Аллаха (صلى الله عليه وسلم ), соединившись с ним родственными узами. Но его беспокоил один вопрос, который он тихим голосом задал Хавле:
― А является ли халяль (разрешенным) выдать мне свою дочь Аишу за своего брата?
Ответа на этот вопрос Хавля не знала, поэтому поспешила к Посланнику Аллаха (صلى الله عليه وسلم ), чтобы спросить об этом. Едва завидев ее, Солнце обоих миров (صلى الله عليه وسلم ) встал и, не дожидаясь ее объяснений, повелел:
― Ступай к Абу Бакру и скажи: «Мы с тобой братья по вере. Между нами нет кровного родства, и поэтому дочь твоя мне дозволена».
Когда Хавля донесла эти слова до семьи Абу Бакра (رضى الله عنه), они очень обрадовались, ибо не было для них большего счастья, чем породниться с самим Посланником Аллаха (صلى الله عليه وسلم ). Абу Бакр (رضى الله عنه) назначил день помолвки и пригласил Солнце обоих миров (صلى الله عليه وسلم) к себе в дом. Вскоре они с Аишей ( رضى الله عنها) были помолвлены. Посланник Аллаха(صلى الله عليه وسلم ) стал дважды в день, утром и вечером, навещать свою невесту.
Но это счастливое время длилось недолго: многобожники Мекки не могли смириться с тем, что число мусульман изо дня в день увеличивается. Постоянные притеснения и вражда многобожников стали невыносимы для мусульман и самого Посланника Аллаха(صلى الله عليه وسلم ). Большая часть мусульман по его повелению переселилась город Медину, где они смогли нормально жить, следуя истинной религии Аллаха и призывая к ней других. И вот от Всевышнего Аллаха снизошло откровение, что ему необходимо покинуть Мекку.
С этой радостной вестью, несмотря на то, что стоял полуденный зной, Гордость вселенной (صلى الله عليه وسلم ) сразу же отправился к Абу Бакру( رضى الله عنه), чтобы рассказать ему обо всем. Они вместе обсудили план переселения и подготовились к нему. На следующий же день два ближайших друга выехали из Мекки в Медину.
По прибытии в Медину они начали обустраиваться там, а через три (самое большее пять) месяцев они отправили в Мекку караван, с которым должны были приехать члены их семей. Посланник Аллаха (صلى الله عليه وسلم) на двух верблюдах отправил в Мекку своего вольноотпущенного раба Зайда ибн Хариса и Абу Рафи’а. А Абу Бакр ( رضى الله عنه) отправил Абдуллаха ибн Урайкита с тремя верблюдами и письмом для сына Абдуллаха, в котором велел послать вместе с караваном Умму Руман и дочерей Аишу и Асму. Этот небольшой караван вскоре вернулся в Медину.
Аиша( رضى الله عنها) остановилась в доме своего отца, где прожила некоторое время. Проходили недели, но Посланник Аллаха (صلى الله عليه وسلم ) все не назначал дня свадьбы. Абу Бакр ( رضى الله عنه) при первом представившемся удобном случае спросил:
― О Расулюллах! Что мешает тебе взять в жены ту, с которой ты помолвлен?
― Махр, – отвечал тот.
Тогда Абу Бакр (رضى الله عنه) дал ему необходимые для этого 500 дирхемов. Посланник Аллаха ( صلى الله عليه وسلم ) взял эту сумму в долг, и уже в месяце Шавваль они поженились.
Когда строилась Масджидун-Наби (Мечеть Пророка), для его жен, Аиши и Савды( رضى الله عنهما ) были построены отдельные комнаты. После окончания строительства Аиша( رضى الله عنها) стала жить в своей комнате, начав новую жизнь в роли матери правоверных.
Аиша ( رضى الله عنها) прожила с Гордостью вселенной (صلى الله عليه وسلم ) девять лет. Выросшая в обеспеченной семье, со своим мужем она познала и трудные времена. Бывало так, что в их доме из еды не было совсем ничего, и очаг не разжигался по нескольку месяцев. Но не было случая, чтобы Аиша (رضى الله عنها) проявила недовольство или сказала что-нибудь, что могло бы обидеть Гордость вселенной ( صلى الله عليه وسلم ).
Ее юная душа была полна нерастраченной любви, которую она отдала Посланнику Аллаха ( صلى الله عليه وسلم ). Она очень любила его и была любима им. Она была одаренной девушкой. Благодаря своему стремлению к знаниям и феноменальной памяти Аиша ( رضى الله عنها) обладала глубоким пониманием многих религиозных вопросов, что очень нравилось Посланнику Аллаха ( صلى الله عليه وسلم ). Именно поэтому он любил и ценил ее. Он открывал ей много нового из того, что открывалось ему, побуждая ее к приобретению все новых знаний. Аиша никогда не упускала случая, чтобы задать ему другие вопросы и постараться больше изучить Ислам.
Как-то Аиша спросила: «О Расулюллах! У нас есть двое соседей. Кого из них мне следует навещать сначала?» Пророк( صلى الله عليه وسلم ) ответил: «Сначала навещай тех, чьи ворота к твоим ближе всего».
Однажды ее навестил муж ее молочной матери. Но она не пригласила его в дом. А когда рассказала об этом Посланнику Аллаха ( صلى الله عليه وسلم ), он сказал: «Это твой молочный отец. Он имеет право навещать тебя».
Жизнь досточтимой Аиши (رضى الله عنها) представляет образец нравственности и добродетели. Она стала взрослой в доме Посланника Аллаха ( صلى الله عليه وسلم ). Озаренная его знанием, она стала одной из великих его учениц. Девять с лишним лет она жила в доме, наполненном светом божественных откровений и истинами Ислама.
Посланник Аллаха ( صلى الله عليه وسلم ) учил ее всему, что было ей полезно. Был с ней очень искренен и обходителен. Бегал с ней наперегонки. Водил ее смотреть, как иногда в мечети упражнялись на мечах эфиопские воины. Временами по вечерам они выходили на улицу и беседовали при свете луны. Нередко их разговоры посвящались серьезным вопросам по Исламу. Он старался, чтобы их любовь и чувства с матерью всех правоверных Аишей стали еще более глубокими.
Юная Аиша( رضى الله عنها) стремилась лучше понимать Коран и Посланника Аллаха ( صلى الله عليه وسلم ). На этом пути она не щадила ни ум свой, ни молодость и в этом направлении развивала свои способности. Это ее качество очень нравилось Посланнику Аллаха ( صلى الله عليه وسلم ). В том, что касалось передачи знаний, он проявлял особую внимательность в отношении нее. Он хотел, чтобы Аиша( رضى الله عنها) могла применить те знания, которые приобрела в отцовском доме, прибавив к ним свет божественных откровений. Многие вопросы, которые возникали у женщин-мусульманок, были разъяснены благодаря ей. Также ей принадлежат разъяснения по многим вопросам фикха (исламского права). Посланник Аллаха ( صلى الله عليه وسلم ) знал это и готовил ее к этому.
Очень скоро Айша( رضى الله عنها) стала авторитетным источником, на который ссылались многие знающие ученые.
Известно, что Абу Муса аль-Аш’ари( رضى الله عنه) как-то сказал:
«Когда перед нами возникал какой-то вопрос, ответа на который мы не знали, или же не знали верной трактовки какого-нибудь хадиса, мы шли к Аише и спрашивали ее. Она всегда давала нам исчерпывающий ответ».
О том же говорил Абу Саляма, сын Абдуррахмана бин Ауфа( رضى الله عنه):
«Я не знал никого, кто знал бы сунну Пророка так, как знала ее Аиша. И я не видел никого, кто был бы так сведущ в том, что касалось религиозных предписаний».
Она была одной из семи величайших ученых в области Исламского права (фикха). Шестью другими были досточтимые ‘Умар, Али, Ибн Мас’уд, Ибн Аббас, Ибн ‘Умар и Зайд ибн Сабит ( رضى الله عنهم ).
Аиша, благодаря своим выдающимся способностям, могла быстро вникнуть в суть какого-либо вопроса и, опираясь на свои знания, вынести единственно правильное суждение из множества других. Ее знания в области религиозных предписаний были превосходны.
Один из ее учеников, Масрук, говорил об этом так: «Клянусь Аллахом, я не раз видел, как самые именитые из сахабов приходили к Аише (رضى الله عنها) и спрашивали ее о чем-то из религиозных предписаний».
По материалам книги Мустафы Эриша