Жены Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) (9). Обладательница самых длинных рук – щедрейшая мать всех правоверных Зайнаб бинт Джахш (رضى الله عنها) (1) - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Жены Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) (9). Обладательница самых длинных рук – щедрейшая мать всех правоверных Зайнаб бинт Джахш (رضى الله عنها) (1)

Жены Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) (8)
Зайнаб бинт Джахш (رضى الله عنها ) – вторая жена Посланника Аллаха (صلى الله عليه وسلم) с именем Зайнаб… Одна из первых женщин, принявших Ислам… Дочь тети Посланника Аллаха(صلى الله عليه وسلم)… Отличалась своей любовью к поклонению и щедростью… Богобоязненная женщина, именуемая всеми матерью бедняков и обездоленных… Великодушная женщина, зарабатывавшая на жизнь шитьем и рукоделием и тратившая заработанное на нужды бедняков… Счастливица, ставшая женой Посланника Аллаха (صلى الله عليه وسلم)  по велению Всевышнего Аллаха… Первая из жен его, которая присоединилась к нему после его смерти…

Она родилась в Мекке за двадцать лет до начала пророческой миссии. Была из числа первых, принявших Ислам. Ее настоящее имя было Барра. Но Посланник Аллаха (صلى الله عليه وسلم)  изменил его на Зайнаб. Отцом ее был Бурра из племени Бани Асад, а матерью – родная тетя Посланника Аллаха (صلى الله عليه وسلم), Умаййя бин Абдульмутталиб. Зайнаб была сестрой Абдуллаха бин Джахша (رضى الله عنها). Она была в числе первых, кто переселился из Мекки в Медину, первой из мухаджиров. Она была не замужем, поэтому Гордость вселенной (صلى الله عليه وسلم) решил выдать ее замуж за своего приемного сына Зайда ибн Хариса (رضى الله عنه). Таким образом он хотел искоренить один из унизительных обычаев времен джахилии – презрительное отношение к рабам, утвердив равенство всех перед Аллахом. Поэтому он сам отправился к Зайнаб в качестве свата.

Но Зайнаб и ее родственником не понравилось это. Традиционно свободная женщина не могла выйти замуж за вольноотпущенного раба. Это предложение было для них непостижимым. Свое отношение к этому Зайнаб выразила так: «О Посланник Аллаха! Ведь я дочь твоей родной тети. И я не согласна выйти за него. Ведь я из курайшитов». Именно тогда снизошел 36 аят суры аль-Ахзаб:

«Для верующего мужчины или женщины нет выбора в каком-либо деле, если Аллах и Его Посланник приняли решение. А тот, кто ослушался Аллаха и Его Посланника, – в явном заблуждении».

Тогда Зайнаб бинт Джахш (رضى الله عنها ) еще раз спросила Посланника Аллаха: «О Расулюллах, неужели ты действительно желаешь, чтобы я вышла замуж за Зайда?» Он ответил: «Да!». Она ответила: «Тогда я не стану перечить Посланнику Аллаха» и согласилась выйти замуж за Зайда (رضى الله عنه).

Но этот брак не стал счастливым. Между супругами так и не возникло чувство любви и взаимопонимания. Их совместная жизнь не принесла им никакого счастья. Они не сумели создать уюта и счастья в своем доме. Они стали часто ссориться. Поняв, что долго их брак не просуществует, Зайд ибн Харис (رضى الله عنه) решил рассказать обо всем Посланнику Аллаха (صلى الله عليه وسلم): «О Расулюллах! Я хочу развестись со своей женой». Эти слова огорчили Солнце обоих миров  (صلى الله عليه وسلم), ему было жаль, что семья, причиной возникновения которой стал он сам, распадается. Он попробовал отговорить Зайда, сказав ему: «Оставь ее своей женой, не разводись, и бойся Аллаха!..»

Солнце обоих миров ((صلى الله عليه وسلم) прилагал все усилия, чтобы эта семья не распадалась. Но между супругами не возникала привязанность, сердца их были холодны друг к другу. Терпеть такие отношения становилось все труднее. Несмотря на усилия Зайда (رضى الله عنه) сохранить семью, это не дало результатов. Когда положение обоих стало невыносимым, Зайд был вынужден расторгнуть брак и отпустить Зайнаб (رضى الله عنها). Вместе они прожили почти год.

Это очень расстроило Посланника  Аллаха (صلى الله عليه وسلم). Он был очень недоволен, что эта семья распалась. Ведь он хотел изжить несправедливые обычаи и традиции, установившиеся в обществе, используя все возможные средства и пути. Но из-за того,  что все закончилось именно так, он не мог теперь уже  оставить без  должного    внимания  положение  Зайнаб (رضى الله عنها). Как же это осуществить? Ведь обычаи, утвердившиеся в обществе во времена джахилии, обволакивали сознание людей, подобно черным тучам. И тогда никто не мог себе и представить, как можно жениться на бывшей жене своего приемного сына. Однако Самому Всевышнему Аллаху было угодно, чтобы этим ложным представлениям в обществе был положен конец, и от Него снизошли откровения — 4 и 5 аяты суры Аль-Ахзаб внесли полную ясность в этот вопрос:

«Никому Аллах не даровал двух сердец в теле, не сделал вашими матерями тех ваших жен, с которыми вы разводитесь согласно обряду, и не сделал ваших приемных сыновей вашими [кровными] сыновьями. [Одно дело] – это ваши слова из ваших уст, Аллах же вещает [только] истину, и Он наставляет на прямой путь. Зовите их (т. е. приемных детей) по [именам] их [кровных] отцов, это более справедливо пред Аллахом. Если же вы не знаете их отцов, то они [все же] – ваши братья по вере и ваши близкие. Не будет на вас греха, если при этом вы совершите ошибку. Если же вы намеренно [лишаете приемного сына имени его кровного отца], то вы совершаете грех. А ведь Аллах – Прощающий, Милосердный».

Когда снизошли эти аяты, все вольноотпущенные рабы и приемные дети стали называться именами своих настоящих родителей. Те же, чьи отцы были неизвестны, стали друзьями своих бывших хозяев и их братьями по вере. После этого снизошли 37- 40 аяты суры Аль-Ахзаб, которые подтверждали, что это и есть единственно верное решение проблемы:

«[Вспомни, Мухаммад,] как ты сказал тому, кого облагодетельствовали Аллах и ты: «Удержи свою жену при себе и страшись Аллаха». Ты таил в своей душе то, чего не скрывал Аллах, и ты боялся людей, в то время как следует более страшиться Аллаха. Когда же Зайд удовлетворил с ней свое желание [и развелся], Мы женили тебя на ней, чтобы верующим было дозволено жениться на [разведенных] женах своих приемных сыновей, после того как те удовлетворят с ними свои желания. Веление Аллаха претворяется неукоснительно»

«Не в ответе Пророк за то, что установил Аллах для него согласно предписанию Аллаха для прежних [пророков]. Веление Аллаха предопределено [к исполнению] для тех, которые сообщают послания Аллаха и страшатся Его и не страшатся никого, кроме Аллаха. Только Аллах предъявляет счет [за содеянное]»

«Мухаммад – не отец кого-либо из ваших мужей, а только Посланник Аллаха и печать пророков. Аллах ведает о всем сущем»

«И на пророке нет греха в том, что приказал ему Аллах. Таковы были установления Аллаха для пророков и прежде – не запрещать им делать то, что Он разрешает. Поистине, веление Аллаха было предопределено»

«Для тех, которые передают людям ниспосланные Аллахом Послания, боятся Его и не боятся никого, кроме Аллаха. Достаточно Аллаха для предъявления счета за деяния!»

«И Мухаммад не был отцом кого-либо из ваших мужчин, чтобы ему запрещалось жениться на его разведенной жене. Он только посланник Аллаха и печать пророков. Он должен выполнить повеление Аллаха, как Он ему заповедал, не страшась никого. Поистине, Аллах знает о всякой вещи!»

Когда Аиша (رضى الله عنها) услышала эти аяты, сказала: «Поистине, Зайнаб оказана великая честь, и она станет женой Посланника Аллаха и в раю. Теперь она может гордиться этим перед всеми нами».

Эта женитьба, которая произошла по велению Всевышнего Аллаха, способствовала искоренению в обществе ошибочных обычаев и традиций. Искоренить же то, что глубоко пустило корни в сознании людей, было возможно лишь с неопровержимыми доказательствами и очевидными для  всех примерами. Целью этой женитьбы Посланника Аллаха (صلى الله عليه وسلم) было именно это.

В момент ниспослания 37 аята суры Аль-Ахзаб Айша (ىضى الله عنها) была рядом с Посланником Аллаха  (صلى الله عليه وسلم). Поэтому именно она отправилась с предложением Посланника Аллаха (صلى الله عليه وسلم) к Зайнаб (رضى الله عنها), когда у той истек необходимый после развода срок. Но Зайнаб (رضى الله عنها) не спешила с ответом, сказав, что ей нужно совершить намаз-истихара, чтобы испросить наставление Аллаха. Совершив два рак’ата намаза, она произнесла ду’а: «О Господь мой! Если я достойна его, выдай меня за него».

Позже снизошли вышеупомянутые аяты, в которых Господь наш объявил, что женит Посланника Своего   (صلى الله عليه وسلم) на Зайнаб ( رضى الله عنها). Узнав об этом, Зайнаб от радости сняла с себя все драгоценности и отдала их своей служанке Саляме, которая принесла эту радостную весть, а сама совершила в знак благодарности Всевышнему Аллаху земной поклон.

Свадьба Посланника Аллаха (صلى الله عليه وسلم) с Зайнаб бинт Джахш состоялась в пятом году хиджры. Тогда ей было 35 лет. По этому поводу был устроен грандиозный пир. В этот день мать   Анаса бин Малика Умму Сулейм (رضى الله عنهما) приготовила особое блюдо из мединских фиников, перемешанных с маслом. Это блюдо, которое называлось «хайс», Анас (رضى الله عنه) сам понес Посланнику Аллаха  (صلى الله عليه وسلم). Но угощения было так немного, что его от силы хватило бы на двоих. Но если будет угодно Аллаху, то хватит и на целое войско.

В тот день Анас увидел то, чего никогда до этого не видел. Солнце обоих миров  (صلى الله عليه وسلم)  сказал ему: «Позови сюда Абу Бакра, ‘Умара, ‘Усмана и Али». Не веря своим ушам, Анас пошел, чтобы сделать то, что ему было велено. Но Посланник Аллаха (صلى الله عليه وسلم) сказал ему: «Веди сюда всех, кого найдешь в мечети и встретишь по дороге!» Анас был поражен. С мыслью о том, может ли хватить этой еды на всех, он вышел на улицу. И стал приглашать на празднество каждого, кого встречал на своем пути.   И вот   люди    группами   потянулись к дому Посланника Аллаха (صلى الله عليه وسلم).

Когда все собрались, Любимец Обладателя Величия (صلى الله عليه وسلم) поставил на стол блюдо с едой, совершил ду’а, чтобы Аллах благословил эту пищу, и сказал: «Садитесь к столу по десять и угощайтесь тем, что перед вами». Каждый, кто тогда садился за стол, наелся вдоволь.

Анас (رضى الله عنه) рассказывал потом:  «Чем больше гости ели, тем, казалось, еды становится больше, как будто кто-то добавляет ее снизу. Каждый из приглашенных наелся вдоволь, но я видел, что еды оставалось ровно столько, сколько я принес». Тогда Посланник Аллаха (صلى الله عليه وسلم) сказал: «О Анас! Убери блюдо со стола».

Тогда я убрал блюдо со стола, оставив его у них дома, а сам вернулся к матери. Я рассказал ей все, что видел. Она сказала мне: «Не удивляйся. Ведь если бы Всевышний Аллах пожелал, чтобы этим блюдом насытились все мединцы, то все бы поели и насытились». Это было   одним из   муджиза (чудес)    Посланника Аллаха (صلى الله عليه وسلم)».

Какая вера!.. Какая любовь!.. Какая привязанность!.. Какое служение!.. Какая покорность!.. О, Всевышний Аллах, даруй каждому из нас такую же веру, любовь, привязанность, служение и покорность!.. Аминь.

 

По книге  Мустафы  Эриша

1091

Последние статьи
18.05.2017
Подробнее
16.05.2017
Подробнее
Подробнее
© 2016 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.