Ценность знаний в исламской религии общеизвестна: сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил, что человек должен получать знания от колыбели до могилы и призывал верующих устремляться за знаниями даже в Китай. Особенно в Исламе ценятся религиозные знания, поскольку благодаря им человек может правильно исполнять свои религиозные обязанности.
Именно для того, чтобы московские мусульманки могли получать религиозные знания, при Исторической мечети Москвы уже четыре года работает женское медресе, где мусульманки Москвы могут получить знания по основам ислама и научиться читать Коран. Помогает им в этом преподавательница медресе — русская мусульманка Мадина Шляпина.
Мадина приняла Ислам в 2009 году, училась сначала в Махачкале в Дагестанском исламском институте (ДИУ), в прошлом году она с отличием окончила Московский исламский институт (МИУ).
По ее словам, за эти четыре года через ее медресе прошло примерно 800 человек. Особенностью ее медресе является то, что она занимается индивидуально с каждым учеником – занятия ведутся не в групповой форме, когда преподаватель объясняет какой-то материал всем ученикам сразу, она уделяет время каждому ученику в отдельности (которые приходят к ней по очереди, в течение целого дня). К ней также приходят и немусульмане, которые интересуются Исламом – около десяти девушек уже приняли Ислам, посещая занятия в медресе.
От автора (Муслима Кобулова): Свидетелем одного такого обращения я сама стала лично во время общения с Мадиной. Русская девушка по имени Алина пришла в мечеть во время нашего разговора и сказала, что хочет принять Ислам. Мадина объяснила ей, как правильно произнести свидетельство веры (шахаду) и в чем ее смысл. Повторяя шахаду за Мадиной, Алина расплакалась от радости – как она сказала, это самый важный день в ее жизни, второй ее день рождения.
Сегодня Мадина рассказала нам о том, как простая русская девушка из маленького городка на юге России уже четыре года преподает в московском медресе. Также она поведала нам о своем пути в ислам, о своей нелегкой – хотя и полезной работе, и о том, легко ли жить в Москве мусульманам.
Мадина, первый вопрос будет такой: расскажи нам немного о себе – откуда ты родом, как начался твой путь в Ислам?
Родом я из маленького городка под Пятигорском (это Ставропольский край). Хотя я очень любила своих маму и папу, я все равно все детство чувствовала, что мне чего-то не хватает – в духовном плане, какой-то духовной пищи. Семья была нерелигиозная, но мама все-таки научила нас с сестрами молитве «Отче наш», которую она советовала нам читать каждый раз перед выходом из дома. Вся религиозная жизнь у нас сводилась к тому, чтобы иногда в церкви поставить свечку за здравие или за упокой кого-то из родных. Из христианских праздников мы справляли Пасху и Рождество, но скорее, не как религиозные праздники, а как дань традиции. Мы знали, что на Пасху принято яйца красить, допустим, или куличи печь.
Через некоторое время после окончания школы я пришла работать на автозаправку оператором, там управляющим работал дагестанец, у которого была жена русская девушка, которая приняла Ислам. Это было моей первой встречей с мусульманами, поэтому мне было очень необычно наблюдать, как на практике выглядит жизнь соблюдающих мусульман. К примеру, несколько раз в день они совершали намаз – и мне было интересно, что это такое, зачем нужно и т.д.
То есть, ты ничего не знала об Исламе к этому времени?
Нет, абсолютно ничего не знала. Слышала про Ислам примерно то же, что и все: что есть какие-то нехорошие люди, которые кого-то взрывают и убивают.
Я даже и представить не могла что тот духовный голод, который я так долго испытывала может утолить именно Ислам. И когда по работе я оказалась в кругу мусульман, стала видеть как они совершают намаз, общаются между собой и с другими, как они честны и порядочны в работе , говоря что этому учит их религия, во мне проснулся интерес я стала задавать разные вопросы — меня просто потянуло к этой религии. Я почувствовала, что та самая духовная жажда, которую я чувствовала все детство, начинала потихоньку утоляться, что Ислам – это то самое, что я искала всю жизнь. Я даже сначала не очень понимала этого, скорее, больше чувствовала, что это то, что мне нужно.
У меня однажды даже было своеобразное видение: эта девушка ходила в платке, в закрытой одежде, а я, разумеется, нет. И мне вдруг на мгновение представилось, что я сижу рядом с ней тоже в платке. В тот момент я подумала – «что это? вздор какой-то». Но не прошло и месяца после этого случая, как я действительно приняла Ислам.
Значит, сколько времени прошло с того момента, как ты познакомилась с этими мусульманами, до того, как ты приняла Ислам?
Месяца два, наверное. Когда наши сотрудники почувствовали мой интерес, они стали мне предлагать принять Ислам. Но меня тогда это предложение очень пугало: я понимала, что мне придется резко изменить всю мою жизнь. Хотя я чувствовала, что это мое, но меня пугали возможные изменения в жизни и реакция моих родителей.
Я начала читать книги с целью узнать глубже что же такое Ислам. И после каждой прочитанной книги я чувствовала, что моё сердце отзывается на каждое прочитанное слово, и все больше тянется к этому новому ощущению.
Кстати, первой прочитанной мной книгой была «Истории Пророков», я читала её на одном дыхании. Кое-что было мне немного знакомо — например история Нуха (мир ему): помню из детских воспоминаний, как воспитательница в детском саду перед тихим часом зачитывала нам библейский вариант этой истории.
Была еще одна книга, которую я тоже на одном дыхании читала и после того, как очнулась после её прочтения, моё лицо было залито слезами. Эта книга называлась «Сборник хадисов кудси» (Речь Аллаха, не вошедшая в Коран) имама Газали. Каждый хадис начинался со слов обращения Всевышнего к своим рабам: «О, сын Адама…»
И в одном из хадисов было следующее обращение:
«О сын Адама, сколько же ты будешь ходить по земле, которую Я создал и ослушиваться Меня… »
Для меня это было как удар молнии в самое сердце, после которого я окончательно для себя все решила…
Ислам я приняла 1 ноября 2009 года. Был серый дождливый день, но на сердце было светло и радостно.
Как быстро ты начала соблюдать религию после этого события?
Конечно, все сразу не получалось соблюдать. В первую очередь у меня было огромное желание научиться поскорее совершать намаз. У меня были книги и диски с подробным описанием, как нужно его совершать, но тем не менее, на это ушло некоторое время, и суры и дуа, которые нужно произносить я никак не могла запомнить.
Первые мои намазы, я помню, совершала по полчаса примерно, стараясь совершить все как следует и постараться прочитать все молитвы без ошибок. Ждала, когда же наконец наступит время следующего намаза, чтобы опять испытать это благоговейное чувство — когда ты расстилаешь коврик и становишься на него для общения со Всевышним.
Что касается хиджаба, то и здесь все происходило постепенно. Сначала была просто длинная одежда, потом платок, а потом со временем уже захотелось в полной мере соответствовать требованиям Шариата.
Как отреагировали родственники?
Их реакция, конечно, была предсказуемой. Родители больше переживали не за то что поменяла веру,, а то, что эта вера может привести меня к плохому. Но, проходило время, и родители видя, что я изменилась в лучшую сторону — стала более спокойной и лучше отношусь к ним, приняли мой выбор. Прошу Всевышнего чтобы Он раскрыл сердца моих родных и близких для Ислама и наполнил их светом веры.
Как скоро ты поехала учиться после принятия Ислама?
С тех пор, как я стала совершать намаз, я понимала, что все молитвы читаю не совсем правильно, так как не знала арабского языка. Поэтому я боялась, будут ли вообще приняты такие намазы, которые читаются на ломаном арабском.
От знакомых узнала , что в Махачкале есть исламский институт, где можно получать знания, и в сентябре 2010 года приехала в Дагестан и поступила учиться. Институт предоставлял общежитие, поэтому у меня была прекрасная возможность полностью посвятить себя получению знаний.
Изначально в планах было научиться только основам религии — научиться правильно совершать намаз и выучить пару сур из Корана. Но как только начался учебный процесс он стал затягивать меня с головой. И я сама не заметила, как пролетели три года. В Дагестане очень сильная система исламского образования — у нас в институте многие предметы преподавали на арабском языке. И мы, окончив его, получили двойную пользу — получили и знания, и выучили язык. Я благодарна Всевышнему, что эти три года были в моей жизни, так как они стали фундаментом моей исламской жизни.
А как ты оказалась в Москве?
В Москву я приехала, чтобы продолжить религиозное образование. И летом 2013 у меня появилась возможность приехать в Москву и продолжить обучение в Московском исламском институте. Меня взяли сразу на третий курс, и я проучилась ещё три года. Учеба в этом институте пополнила мой багаж знаний в области ханафитского мазхаба
В этом же году имам Исторической мечети предложил мне преподавать у них в медресе — поскольку им нужна была преподавательница-женщина. Это был один из счастливых дней моей жизни, так как появилась возможность реализовывать те знания, которыми, по милости Всевышнего, я уже обладала.
Было ли тяжело начать преподавать, в чем была основная сложность?
Особых трудностей не возникло, но бывает непросто найти подход к каждой ученице. Поскольку многие рассматривают медресе не сколько как место получения знаний, а как своеобразное место для общения, как клуб, где можно пообщаться с другими женщинами, обсудить какие-то свои проблемы, чем-то поделиться. В перерыве между занятиями и после уроков мы пьем чай, общаемся, справляем вместе праздники. Со многими постоянными ученицами мы за эти годы подружились, так что общаемся уже помимо учебного времени.
С каждым днём поток желающих получать знания увеличивался, порой приходилось задерживаться до самого вечера, чтобы всем уделить внимание, и с каждым позаниматься. Мне хотелось, чтобы каждый, кто ко мне приходит, получил пользу, будь просто одна новая арабская буква или простой совет. Также было много немусульман, которые приходили с желанием принять Ислам, а затем просили помочь научиться основам. Особенно много желающих принять Ислам обычно приходит в священный месяц Рамадан: в прошлом году 10 человек приняли Ислам.
Сколько к тебе в среднем в день приходит учеников и сколько за эти годы вообще у тебя было учеников?
В среднем приходит в день человек 10-15. В выходные дни больше, может прийти и 20, и 25. Вообще за эти годы у меня было, наверное, около 1000 учеников – мой телефон за эти годы пополнился больше, чем на 800 контактов (не считая людей, которые приходили один или два раза, таких я не записывала даже).
Мы знаем, что ты обучаешь людей не целой группой, но каждого человека индивидуально, как это происходит?
Так получилось с самого начала: люди приходили с разным уровнем знаний; за это время кто-то приходил, кто-то уходил – мы не набираем учеников конкретно к такому-то сроку, человек может начать обучение в любой день. Тем более, что мне хочется обучить каждого человека как следует, чтобы я была уверена, что эта женщина меня поняла, что она усвоила материал. Поэтому получилось, что необходимо заниматься с каждым человеком индивидуально. Как это достигается практически – каждый день я прихожу в мечеть к определенному времени. Та женщина, которая хочет прийти сегодня заниматься, обычно предупреждает заранее, так что я говорю, в какое время лучше прийти, чтобы ей не пришлось долго ждать (хотя если учеников много, конечно, приходится ждать своей очереди около часа). На каждого ученика уходит примерно 15-20 минут. Иногда получается, что собирается какое-то количество учениц примерно одного уровня знаний, тогда я объясняю им всем какое-то правило одновременно.
Преподавала в медресе сначала я одна, но потом мне прислали несколько девушек в помощь – вот сейчас со мной вместе работает еще одна девушка, которая недавно закончила исламский институт. Тем более, что несколько активных учениц, которые сильно продвинулись в знаниях за эти годы, помогают мне заниматься с новенькими. Если учеников приходит много, то я прошу их помочь мне, чтобы людям не пришлось долго ждать урока.
Каким предметам ты обучаешь?
Обучаем основам религии – основам вероучения, совершению омовения, намаза, чтению Корана. Вначале были планы, что я буду обучать еще более сложным предметам – основам арабской грамматики, допустим, но оказалось, что столько людей нуждается в самых элементарных знаниях, что обучать чему-то более сложному уже нет времени.
Как тебе вообще живется в Москве – по сравнению с твоим родным городом?
Когда я в прошлом году заканчивала Московский исламский институт, тема моей дипломной работы была «Ислам в Москве». И во время защиты диплома меня спросили: какие ваши основные выводы из дипломной работы? Я ответила – в Москве гораздо легче соблюдать Ислам, чем, допустим, было у меня на родине. Я практически не испытываю негатива по отношению к себе – возможно, потому, что сама стараюсь держаться приветливо и дружелюбно по отношению к людям, не быть мрачной или высокомерной, не показывать людям, что я какая-то особенная, лучше их.
В Москве есть все условия полноценно соблюдать свою религию. Есть четыре мечети, при каждой мечети функционируют медресе, есть исламские школы и детские сады, хорошо развита система халяльного питания , с лёгкостью можно купить всю необходимую одежду, чтобы выглядеть согласно предписаниям религии. В моем родном городе, к сожалению, всего этого нет.
В родном городе я чувствую себя несколько неловко – я вижу, что и родители не до конца смирились с моим выбором, им все равно тяжело это все видеть. Особенно, когда я приезжаю во время Рамадана – им кажется, что я наношу себе вред, что держу пост. Так что, когда я прилетаю обратно в Москву, я просто облегчение чувствую – как рыба, которую в море выпустили.
Благодарим Мадину за интересный разговор.
Всем, кто хочет прийти к нам учиться, напоминаем, что мы находимся по адресу:
Историческая мечеть г. Москвы: Большая Татарская ул., д.28 (м. Новокузнецкая, Павелецкая или Третьяковская). Занятия проходят с 13.00 по 17.00 каждый день, кроме пятницы.
Телефон преподавателя 8 (916)-360-40-15 (Мадина) – лучше позвоните заранее, перед тем, кто прийти на занятие.
Беседу провела Муслима (Аня) Кобулова