Можно ли писать программы, которые можно использовать как для дозволенных, так и для запретных целей? - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Можно ли писать программы, которые можно использовать как для дозволенных, так и для запретных целей?

Вопрос:

Можно ли писать программы, которые могут быть использованы как в дозволенных целях, так и запретных. Например, некоторые программы, которые я создаю, могут быть использованы как банком, так и обычными компаниями. Будет ли для меня такой заработок дозволенным?

Ответ:

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва барактух!

Ваша работа в том виде, как вы ее описали, будет дозволенной, ибо программы могут быть использованы для дозволенных целей.[1]

Согласно шариату, вы не несете ответственности за то, кто и как будет использовать продукт вашего труда, пока будет возможность использовать это в дозволенном виде. [2]

И поэтому грех за неправильное и запретное использование какого-то товара или продукта будет лежать только на том, кто непосредственно использует тот или иной продукт недозволенным образом, то никак не на том, кто его создал. Например, определенные виды сахара могут быть использованы как для изготовления сладостей, так и для изготовления пива. И в этой ситуации также один и тот же товар может быть использован как для дозволенных целей, так и для запретных. И грех будет лежать сугубо на том, кто использует это для запретных вещей, но не на самом изготовителе.

И Аллах знает лучше.

 

Одобрено и проверено муфтием Ибрахимом Десаи.

____________________________

[1] اسلام اور جديد معاشى مسائل ج4 ص17 ادارة اسلاميات
فقهى مقالات ج3 ص100 م ا ببلشرز
فتاوى دار العلوم زكريا ج5 ص88 زمزم
و الحاصل أن جواز البيع يدور مع حل الانتفاع ص69 ج5 سعيد
قال: «ومن كسر لمسلم بربطا أو طبلا أو مزمارا أو دفا أو أراق له سكرا أو منصفا فهو ضامن، وبيع هذه الأشياء جائز» وهذا عند أبي حنيفة. وقال أبو يوسف ومحمد: لا يضمن ولا يجوز بيعها. وقيل الاختلاف في الدف والطبل الذي يضرب للهو. فأما طبل الغزاة والدف الذي يباح ضربه في العرس يضمن بالإتلاف من غير خلاف. وقيل الفتوى في الضمان على قولهما(الهداية ج6 ص524 ادارة القران )

[2] (قوله وحمل خمر ذمي) قال الزيلعي: وهذا عنده وقالا هو مكروه » لأنه — عليه الصلاة والسلام — «لعن في الخمر عشرة وعد منها حاملها» وله أن الإجارة على الحمل وهو ليس بمعصية، ولا سبب لها وإنما تحصل المعصية بفعل فاعل مختار، وليس الشرب من ضرورات الحمل، لأن حملها قد يكون للإراقة أو للتخليل، فصار كما إذا استأجره لعصر العنب أو قطعه والحديث محمول على الحمل المقرون بقصد المعصية اهـ(رد المحتار ج6 ص391 سعيد)
http://www.bespokesoftwaredevelopmentltd.co.uk/what-is-bespoke-software.asp
http://www.teach-ict.com/glossary/G/genericsoftware.htm

580

Последние статьи
13.07.2017
Подробнее
05.07.2017
Подробнее
11.06.2017
Подробнее
© 2017 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.