Можно ли скрывать что-то из запретного или обязательного в шариате в нуждах даавата? - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Можно ли скрывать что-то из запретного или обязательного в шариате в нуждах даавата?

Вопрос:

В нашей стране многие имамы и исламские проповедники избегают говорить людям о каких-то запретных или обязательных в религии вещах, боясь негативной реакции слушателей (к примеру, не говорят о запретности музыки или праздновании светских праздников, о желательности ношения бороды для мужчины). Они оправдываются тем, что для людей такие запреты (или указания) часто являются признаком экстремизма, поэтому, чтобы не испугать простых людей, не говорят им об этом. Дозволяется ли подобное в нуждах даавата?

Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Человеку следует быть очень осторожным с такими вещами, поскольку игнорировать что-то из религиозной практики без уважительных причин очень опасно. Иногда люди идут на компромисс в вопросах религии с целью даавата и привлечения людей к Исламу и думают, что они поступают правильно, в то время как они совершают грех, оставляя важные аспекты религии.

Аспекты Ислама, которые относятся категории фард и ваджиб (обязательное) и сунна муаккада (настоятельная сунна), нельзя оставлять, даже имея намерение на привлечение людей к Исламу, поскольку это не будет уважительной причиной. Человек попадет в грех, если он оставлял эти вещи без уважительной причины.

Моменты, которые относятся к дозволенному (мубах) или желательному (мустахабб) можно оставить в определенных обстоятельствах и с намерением на даават.

Что касается ношения бороды: все ученые придерживаются мнения, что ношение бороды — либо ваджиб (обязательное) или сунна-муаккада (настоятельная сунна). Следовательно, поскольку это действие является важной частью Ислама, его нельзя оставлять лишь с целью привлечения других к исламу.

Что касается побуждения людей к добру и запрещение зла, это обязанность каждого мусульманина. Аллах говорит в Коране:

كُنْتُمْ خَيْرَ أُمَّةٍ أُخْرِجَتْ لِلنَّاسِ تَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَتَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنْكَرِ وَتُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ

«Оказались вы (о, община Мухаммада) лучшей из общин, которая выведена [появилась] для людей [для наставления их на Прямой Путь]: вы приказываете (людям) (совершать  одобряемое[призываете их к Вере и совершению праведных деяний] и удерживаете от (совершения) неодобряемого [неверия и грехов], и веруете в Аллаха» (Коран, 3: 110).

И в хадисе Пророк Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

من رأى منكم منكرا فليغيره بيده، فإن لم يستطع فبلسانه، فإن لم يستطع فبقلبه، وذلك أضعف الإيمان

«Кто из вас замечает что-то неправильное, должен остановить это рукой, если он не в состоянии остановить это рукой, он должен остановить это своим языком, если он даже не в состоянии остановить это своим языком, то он должен, по крайней мере, осудить его в сердце; и это наименьшее из того, что человек может сделать» (Сахих Муслим, хадис 78, рассказал Абу Са’ид  Аль-Худри)

Следовательно, это обязанность каждого мусульманина, особенно религиозного проповедника, побуждать людей к добру и запрещать то, что запрещено в Исламе.

Что касается конкретно ответа на ваш вопрос в отношении отдельных проповедников, не упоминающих о религиозных запретах; здесь могут быть два возможных сценария:

а) Имам или религиозный проповедник не упоминают о запрете, чтобы не оттолкнуть людей от Ислама, поскольку их аудитория не очень хорошо знакома с Исламом. Они опасаются, что если они сразу скажут о запретах, люди испугаются и решат, что соблюдать Ислам будет трудно. Поэтому, в качестве альтернативы, они говорят о совершении добрых дел и призывают людей делать благо, и воздерживаться от зла. Однако сами они считают запретные вещи запретными, и если кто-то напрямую спросит о какой-то запретной вещи, они однозначно ответят, что это запрещено. Если они имеют такую позицию, то в этом нет ничего плохого, подобное также советовал Пророк (мир ему и благословение) своим сподвижникам. Когда он отправлял Муаза ибн Джабаля и Абу-Мусу аль-Ашари в Йемен, где люди не были хорошо знакомы с Исламом, он дал им следующий совет:

يسرا ولا تعسرا، وبشرا ولا تنفرا، وتطاوعا ولا تختلفا

«Облегчайте, а не затрудняйте. Несите благую весть и не отталкивайте их от Ислама. Сотрудничайте между собой и не будьте разобщены» (Сахих Аль-Бухари, хадис 3038).
б) Имам и проповедник пытаются найти компромиссы в отношении запретных (или обязательных) аспектов Ислама, и даже если их напрямую спросят – запретно ли такое-то действие, они скроют, что оно запретно. Вместо того чтобы предупредить о запрете, они будут пытаться доказать, что это дозволено и искать лазейки, чтобы сделать это действие дозволенным. Хотя они и имеют намерение привлечь людей к Исламу, они впадают в грех, сказав неправду о религии.

Как сказано в начале ответа, это очень деликатный вопрос, и человек должен всегда бояться Аллаха в отношении таких вопросов. Основным мотивом, направляющим учителя и проповедника, помимо его знания, должна быть богобоязненность. Без таква (страха перед Аллахом) знания могут быть разрушительными и ввести самого человека, а также других людей в заблуждение. Пусть Аллах защитит нас и дарует нам истинное благочестие и правильное понимание Ислама. Амин.

А Аллах знает лучше.

 

Муфтий Сухайл Тармахомед

627

Последние статьи
14.10.2017
Подробнее
13.07.2017
Подробнее
05.07.2017
Подробнее
© 2017 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.