Несправедливое отношение к одной из жен в полигамном браке. Можно ли заключать второй брак в тайне от первой жены? - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Несправедливое отношение к одной из жен в полигамном браке. Можно ли заключать второй брак в тайне от первой жены?

Вопрос:

У нас есть несколько вопросов относительно полигамного брака (многоженства):

1) Мужчина женился на одной женщине, затем почти сразу взял в жены вторую женщину (гораздо моложе первой). Он заставляет первую жену работать и помогать его второй семье материально, не разрешает первой жене беременеть. Когда первая жена выражает недовольство таким положением и отказывается это делать (отдавать свои деньги, имущество, мужу и его второй семье), муж говорит, что она должна слушаться его, иначе Аллах не будет ей доволен, поскольку ей не доволен муж.

2) В наше время мужчины часто берут вторую жену, скрыв этот факт от первой. Или наоборот, скрывают от второй жены, что уже женаты. Может ли женщина в таком случае просить развода, основываясь на том, что муж скрыл от нее некий факт до никаха?

Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

1) Очень печально, что этот мужчина так несправедливо относится к своей первой жене. Если он женат на двух женщинах, ему следует относиться к ним одинаково и по справедливости.  Если он оказывает одной жене внимание или делает ей подарки, ему следует делать то же самое и другой жене.

В Коране об этом говорится совершенно ясно, что справедливость и равноправие являются условиями, на которых можно взять больше одной жены:

وإن خفتم ألا تقسطوا في اليتامى فانكحوا ما طاب لكم من النساء مثنى وثلاث ورباع فإن خفتم ألا تعدلوا فواحدة أو ما ملكت أيمانكم ذلك أدنى ألا تعولوا

«А если боитесь, что не будете справедливы (между несколькими жёнами), то (женитесь) (лишь) на одной или на тех, которыми овладели ваши десницы. Это [женитьба лишь на одной] – ближе, чтобы не уклониться (от справедливости)» (Сура ан-Ниса, 3)

Муфтий Мухаммад Шафи (рахимахуллах) пишет в своих комментариях к этому аяту:

«Из этих слов мы видим, что полигамия дозволена только при условии равенства между женами, как того требует шариат, и права жен должны соблюдаться одинаково. Если некто чувствует в себе неспособность к этому, сказано, что он должен ограничиться только одной женой. Как говорилось ранее, несправедливость при многоженстве во время джахилийи стала причиной того, что полигамия подверглась осуждению и насмешкам в человеческом обществе. Поэтому текст Корана ясно указывает: если вы не в состоянии относиться по справедливости к своим женам, вы должны ограничиться одной» (Ма’рифуль Куран, том 2, с. 310/311).

Несправедливо заставлять первую жену работать, наоборот, это муж должен обеспечивать ее и создавать ей комфортные условия для жизни.

Пророк (мир ему и благословение) сказал:

من كانت له امرأتان فمال إلى إحداهما جاء يوم القيامة وشقه مائل

«Если у человека было две жены, и он предпочитал одну другой (относился к ним неодинаково), он предстанет в День Суда кривым на один бок»  (Абу Дауд, хадис 1821, передан Абу Хурайрой).

Этому человеку следует объяснить важность справедливого отношения к обеим женам – что ему придется отвечать в ахырате (будущей жизни) за подобное отношение к одной из жен.

2) Считается нежелательным (макрух) брать вторую жену, не сообщив ничего первой жене и не посоветовавшись с ней. Если человек хочет взять вторую жену, он должен сообщить об этом первой жене и посмотреть – как она к этому отнесется. Если она согласится, то хорошо. Если же она будет против, ему стоит воздержаться от этого поступка, наоборот, он должен уделить больше внимания первой жене, если она хорошо к нему относится и соблюдает его права.

Если человек берет вторую жену без ведома первой, это, как правило, приводит к серьезным негативным последствиям. Второй брак может быть сохранен в тайне какое-то время, но, в конце концов, первая жена узнает обо всем. И тем хуже будет, если она узнает об этом от кого-то другого, не от мужа, это, безусловно, очень сильно может ранить ее чувства. Какой смысл строить новый брак, разрушая существующие отношения?

Некоторые мужчины очень любят заявлять, что многоженство – это сунна, но они упускают из вида весь процесс целиком. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) и его сподвижники никогда не заключали браки «за спиной» у своих жен, они сообщали своим женам о новом браке и советовались с ними, более того, иногда их жены сами предлагали им жениться на какой-то женщине.

3) Что касается третьего вопроса (когда мужчина женился, и только потом оказалось, что он уже женат). Если мужчина создал о себе такое впечатление (или прямо сказал), что он не женат, и эта женщина (вторая жена) вышла за него замуж, исходя из этого предположения, она имеет полное право просить развода, потому что этот человек обманул ее при вступлении в брак.

А Аллах знает лучше.

 

Муфтий Сухайл Тармахомед

1311

Последние статьи
15.09.2017
Подробнее
13.07.2017
Подробнее
05.07.2017
Подробнее
© 2017 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.