Никах по ханафитскому мазхабу (10) - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Никах по ханафитскому мазхабу (10)

Никах по ханафитскому мазхабу (9)

Содержание жены, детей и родителей
(часть 2)

Курсивом выделены добавления из толкования «Аль-Хидая» имама Абдуль-Хайя аль-Лякнави.

Содержание несовершеннолетних детей

Обязанность содержать несовершеннолетних детей целиком возложена на их отца, подобно тому как содержание жены — обязанность исключительно мужа.

Если ребенок на грудном вскармливании, его мать не обязана его кормить — и если она отказывается, то отец ребенка обязан нанять ему кормилицу. Однако он не имеет права нанять свою жену (мать ребенка) или женщину, выдерживающую идду после брака с ним, но может нанять свою бывшую жену, срок идды которой истек.

Однако он имеет право нанять свою другую жену или женщину, выдерживающую идду после брака с ним (не мать ребенка).

Также, подобно тому как муж обязан содержать свою жену, если она из ахлю-китаб (иудейка или христианка), он обязан содержать своего несовершеннолетнего ребенка, даже если он другой веры. Например, разумный несовершеннолетний принял Ислам, а отец его – кяфир, или же ребенок вышел из Ислама, а его отец – мусульманин.

Право опеки над ребенком

Если родители ребенка разошлись, то право опеки над ребенком переходит в следующем порядке:

1. Наиболее достойна опеки его мать.
2. Если нет матери, то бабушка ребенка со стороны его матери (мать матери) имеет больше прав, чем мать отца.
3. Если нет бабушки со стороны матери, то бабушка со стороны отца имеет больше прав, чем старшие сестры ребенка.
4. Если бабушки со стороны отца нет, то право переходит к сестрам. Сестра по матери и отцу имеет больше права на опеку, чем сводная сестра, а сводная сестра по матери — больше, чем по отцу.
5. Если сестер нет (ни родных, ни сводных), то право опеки переходит к теткам. Тетки со стороны матери имеют больше прав, чем тетки со стороны отца.

Если любая из вышеуказанных женщин выйдет замуж, то она теряет право опеки над ребенком, кроме случая, когда ее муж является махрамом ребенку. Смысл этого – в том, что муж женщины, будучи полностью чужим ребенку, вряд ли будет достаточно обеспечивать его, хорошо заботиться и воспитывать. Если же женщина, потерявшая право опеки из-за замужества, разведется со своим мужем, то право опеки возвращается к ней.

Если у ребенка нет никого из родственников женского пола, то право опеки переходит к родственникам-мужчинам. И больше всего прав — у самого близкого родственника, далее право переходит в том порядке, в котором родственники мужского пола перечисляются в разделе фикха о наследстве.

Мать и бабушка (то есть родственники женского пола) имеют преимущество в опеке над мальчиком, пока тот не научится самостоятельно есть, пить, одеваться и очищаться после туалета, и фетва дается по мнению, что этот возраст — 7 лет. Затем мальчик нуждается в образовании и мужском воспитании, а это он может получить, живя с отцом или родственниками мужского пола.

Родственники женского пола имеют преимущественное право воспитания девочки до достижения ею менструации или — согласно фетве — до достижения ею девяти лет. Мудрость этого в том, что девочка в детстве нуждается в приобретении женских качеств и полезных навыков (таких как умение готовить, шить, вести хозяйство и т. п.), которым она может научиться, живя с женщинами. После совершеннолетия же она должна готовиться к браку, а выдача дочери замуж и сохранение ее нравственности — дело отца.

Однако девочка-немусульманка должна жить у отца-мусульманина, так как есть опасность, что и после совершеннолетия она останется немусульманкой.

Мнение несовершеннолетнего не принимается в расчет в решении вопроса, с кем из родителей он останется после развода (в отличие от шафиитского мазхаба).

Если женщина после развода (и окончания идды) захочет покинуть с ребенком город, где живет отец ребенка, то она не имеет на это права, поскольку в этом — нарушение прав отца ребенка. Однако она имеет право переехать на свою родину, если отец ее ребенка женился на ней там.

Из книги «Аль-Фикх аль-муяссар ‘аля мазхаби имам Аби Ханифа» шейха Рашида Хусайна ан-Надви

Перевод с арабского языка

690

Последние статьи
13.07.2017
Подробнее
05.07.2017
Подробнее
11.06.2017
Подробнее
© 2017 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.