Никах по ханафитскому мазхабу (4) - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Никах по ханафитскому мазхабу (4)

Глава об опекуне (вали)

Опекуном в никахе может быть родственник мужского пола по степени близости родства (отец, дед и так далее) при условии, что он совершеннолетний разумный мусульманин. Неверующий (кяфир) не может быть опекуном для мусульманки. Также опекунами не могут быть несовершеннолетний или сумасшедший.

Есть два вида опекунства в никахе: обязательное и желательное.

1. Обязательное опекунство (в отношении несовершеннолетних и сумасшедших). Действителен брак несовершеннолетней, если его заключил опекун, при этом нет разницы, девственна несовершеннолетняя девушка или нет. Если брак несовершеннолетних (как мальчиков, так и девочек) заключил отец или дед, то у них нет возможности расторгнуть его после совершеннолетия, кроме случая, когда опекун известен тем, что плохо подбирает супругов и супруг для своих подопечных. Если он был известен этим до данного брака, то супруги могут расторгнуть брак после совершеннолетия у кадия (шариатского судья). А если несовершеннолетних поженил не отец и не дед (а другой родственник), то у каждого из них есть выбор после совершеннолетия: если хотят, могут сохранить брак; если нет, то могут, обратившись к кадию, расторгнуть его.

2. Желательное опекунство. Иметь опекуна из родственников по мужской линии желательно при замужестве для совершеннолетней разумной девушки. Опекун совершеннолетней разумной женщины не имеет права принудить ее к заключению брака вне зависимости от того, была она до этого замужем или нет. Также он не имеет права выдать ее замуж без ее согласия.

Если вали спросил у девушки, которая раньше не была замужем, ее согласия, чтобы выдать ее замуж, а она в ответ промолчала, засмеялась или беззвучно заплакала, то это считается по Шариату ее согласием. Если же она сказала: «Нет», – то опекун не сможет заключить этот брак.

Если же опекун спросил согласия на брак у женщины, которая уже была замужем, то ее согласие должно быть выражено словесно.

Девственность

Если девушка потеряла девственность из-за менструации, из-за раны или, например, прыжка или по другой посторонней причине, то по Шариату она считается девственницей. А если она потеряла девственность в результате прелюбодеяния, то она считается девственницей, по мнению имама Абу Ханифы (да помилует его Аллах), а по мнению имамов Абу Юсуфа и Мухаммада, не считается.

Брак женщины без опекуна

Действителен никах совершеннолетней разумной женщины с ее согласия и без согласия опекуна, по мнению имамов Абу Ханифы и Абу Юсуфа. Если она вышла замуж за равного себе и ей был отдан махр мисль (см. выше), то опекун не может расторгнуть этот брак. А если она вышла замуж за не равного себе (см. следующую главу), то опекун имеет право расторгнуть ее брак. По мнению же имама Мухаммада (да помилует его Аллах), брак женщины без согласия опекуна заключается, но находится «в подвешенном состоянии» до одобрения опекуна: если он одобрит, брак действителен; если нет, то не действителен. Это же касается и брака женщины, при котором брак меньше махра мисль: по мнению имама Абу Ханифы, опекун может расторгнуть брак, если махр не будет доведен до уровня махра мисль; по мнению имамрв Абу Юсуфа и Мухаммада, у опекуна нет такого права.

Отсутствие опекуна из близких родственников

Если опекун из близких родственников находится далеко и с ним отсутствует связь, то девушку может выдать замуж дальний родственник.

Если у девушки нет родственников-мужчин, то ее может выдать замуж любая родственница (например, мать или тетя), по мнению имама Абу Ханифы. Если же у девушки вообще не родственников, то право опекунства переходит к кадию или имаму.

Из книги «Аль-Фикх аль-муяссар ‘аля мазхаби имам Аби Ханифа» шейха Рашида Хусайна ан-Надви

Перевод с арабского языка

3035

Последние статьи
13.07.2017
Подробнее
05.07.2017
Подробнее
11.06.2017
Подробнее
© 2017 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.