Радость общения - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Радость общения

«Слова — твои пленники, но если они вылетают из твоего рта, ты становишься                                                                                                                                                их пленником».
Кто-нибудь из вас любит оставаться наедине с собой? – Думаю, да. Но заметьте, что даже в одиночестве мы «общаемся»…с самими собой. Это не выглядит так, что мы сидим в комнате и разговариваем сами с собой, а говорит о том, что в молчании мы погружаемся в свои думы, чувства и эмоции. Даже тогда в нас происходят всевозможные мыслительные процессы и проживание ряда чувств. Это дает нам контакт с собой в пространственной тишине. Возможно, таким образом, мы «собираемся с мыслями», чтобы прийти к какому-то важному решению. Иногда это просто необходимо, ведь подруга или другой человек не могут знать, что именно для нас лучше. Прелесть одиночества состоит в контакте с собой.

А что происходит, когда мы находимся в кругу людей? – Общение. Мы передаем друг другу всевозможную информацию, тем самым удовлетворяя познавательную сферу, взаимодействуем, удовлетворяя нужду в труде, выражаем эмоции и чувства, а также понимаем настроение собеседника, что удовлетворяет нашу психологическую сферу.
Из словаря Википедии:

«Обще́ние — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучается социологией».

Итак, общение крайне важно для человека. Этой статьей надеюсь выделить то, на что мы привыкли не обращать внимания – качество общения. Хочется подойти к этой проблеме с психологической точки зрения.

Из энциклопедического словаря: «Качество – это философская категория, выражающая существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным. Качество — характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств».

Так что такое качество общения? Хочу обсудить здесь не правила этикета и моральные устои общения, а то, что касается его чисто психологического аспекта, что существенно облегчит жизнь каждому. Под «облегчит жизнь» я подразумеваю устранение ряда психологических проблем: как внутриличностных, так и межличностных.

В начале этой статьи мы затронули тему одиночества и установили, что её прелесть состоит в том, что когда мы одни, нам проще входить в контакт с собой. Согласитесь, что это немаловажно, ибо осознание себя и своих потребностей – есть серьезный шаг к их удовлетворению, а значит к счастью. А когда мы не понимаем ни того, что мы есть, ни того, чего хотим, ни того, на что способны, то и жизнедеятельность наша будет терять оттенок индивидуальности и тонуть в пучине серой массовости. А сколько психоневрологических заболеваний придется на себе испытать, пока ум через звоночек тела не передаст, что ему некомфортно?!

Так и в общении с окружающими: от того, как мы разговариваем с людьми, зависит то, как мы будем чувствовать себя. Из определения общения нам стало понятным, что оно определяет социализацию. Стало быть, успешное общение определяет успешную социализацию.

Общение на работе отличается от общения вне работы. Если принять наше ежедневное общение за 100 процентов, то мы убедимся, что больший процент приходится на неформальное общение. На работе, как правило, качество общения высокое. Вне работы же наше качество общения падает и впоследствии заставляет страдать. А это означает, что мы большую часть времени, и с людьми, которые нам наиболее дороги (члены семьи), проводим в некачественном общении. Оно не может удовлетворить ни наши собственные потребности, ни нужды людей, с которыми мы разговариваем. Это показывает, как мы обделяем себя и «домашних», что делает совместный досуг менее радостным. Парадоксально2! — Наши желания не удовлетворяются нашими действиями. Таков механизм развития невроза. Это раскрывает причину того, почему мы приходим с работы домой нервными, и от этого достается тем, кого мы больше всех любим.

Качество общения, которое я взяла в качестве предмета этого обсуждения, — это контакт, в котором собеседники включены в процесс устной речи своим физическим присутствием, вниманием и работой органов чувств, текущими мыслительными операциями и эмоциями, которые выражаются актом взаимообмена на всем протяжении «здесь и сейчас» до выхода из контакта. Как понять, что общение было качественным? – При нём  происходит энергообмен, и собеседник ощущает прилив сил, он получает от разговора новую информацию, проявляет элементы взаимодействия, самовыражается через эмоции и чувства, а также понимает настроение собеседника. Условием качественного общения является взаимозаинтересованность в беседе. Это необязательно разговоры о политике, культуре или выяснение отношений. Это может быть банальный разговор о погоде, но построить его можно так, чтобы получить от этого удовольствие.


Например:

Н: «Здравствуй!»

С: «Привет»

Н: «Как твои дела?»

С: «Спасибо, отлично». «Вот смотрю в небо – кажется, дождик собирается». «Как твое самочувствие?»

Н: «Нормальное». «Да, дождик собирается, — но это и к лучшему, ведь четыре дня, как не было дождя». «На дачу, небось, собирался с семьей?»

С: «Да, собирался. Видимо, придется отложить».

Н: «Не переживай!» «Отдохнешь от огорода денёк!» «Можно посмотреть прогноз погоды на завтра – может, завтра не будет дождя?»

С: «Да, так и сделаю в следующий раз перед тем, как планировать свой день»

Н: «Можешь ко мне в гости зайти – посмотрим прогноз погоды»

С: «Спасибо, сосед. Пойдем».


Пример некачественного общения:
А: «Я пришел»

Б: (Молчание)

А: «Я пришел!!!»

Б: «Ну и что»

А: (Молчание)

Б: «Что нового?»

А: «Ничего»

Б: «Кушать будешь?»

А: «Что это?» (раздражается, увидев под собой влажную тряпку, означающую, что нужно вытереть ноги, перед тем как войти в дом)

Б: (Уходит)
Также, немаловажным мне представляется, что качественному общению мешают сплетни, злословия, клевета, неумение хранить секреты, которые подробно обсуждались в прошлой статье. Чем они могут мешать, ведь там соблюдается правило взаимозаинтересованности? Например, она есть в сплетнях и злословии, а иначе не было бы обсуждающих и самого предмета обсуждения? Дело в том, что в этих случаях не происходит самого контакта. В сплетничании, злословии, клевете и при раскрытии секрета препятствием к контакту является вторжение в тему беседы третьих лиц.

Слушающий собеседник не может сразу же отразить в диалоге свое отношение к обсуждаемому, он несколько затормаживает свои психологические процессы, чтобы взять себе время на обработку информации, что мешает его самовыражению через эмоции и чувства, а также является препятствием к взаимодействию и пониманию настроения передатчика информации в пространстве «здесь и сейчас». Это можно ощутить по тому, как пропадает в нас энергия, когда мы слышим сплетни, злословие или чью-то тайну, т. к энергообмена в диалоге не происходит.

Таким образом, качество общения напрямую зависит от включенности собеседников в разговор, что располагает их к взаимообмену энергиями через самовыражение каждого из них, открытость и определенность (которая определяет границы безопасности и создает условия для искренности) по отношению друг к другу.

Разговоры о третьих лицах в виде сплетничания, злословия, клеветы и раскрытия тайны создают барьер для энергообмена, ибо требуют большего количества времени для обработки и проверки информации – раз, что в свою очередь тормозит реакцию отражения эмоций сказанному и самовыражение через чувства – два, препятствуют взаимодействию в общении, т. к оно зависит от осознания и выражения человеком собственных эмоций — три, мешают понять цели собеседника в водовороте информации, которую слушающий не успел еще обработать, — четыре, исключают безопасную обстановку в условиях нарушения границ обсуждаемого третьего лица, что влечет за собой опасение стать предметом обсуждения у того, кто передает информацию, — пять.

Если же предположить, что большая часть нашего общения приходится на сплетни, злословие, клевету и раскрытие чьей-либо тайны, то можно ожидать, что в нашей жизни мало контактов и радости от общения.

Всевышний Аллах Сказал: «Какое бы слово он ни произнёс, при нём всегда готовый наблюдатель» (Каф, 50:18).

«Избегайте же скверны идолов и избегайте лживых речей» (аль-Хаджж, 30).

Из хадисов пророка милости – Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует:

Ахмад и ат-Тирмизи передали со слов Абу Са‘ида аль-Худри, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда раб просыпается, все его органы выражают свою покорность языку и говорят: “Побойся Аллаха ради нас, ведь мы зависим от тебя. Если ты на прямом пути, то и мы на прямом пути, но если ты отклонишься, то и мы отклонимся».
Ат-Тирмизи передал и назвал хорошим хадис Абу Хурайры о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Человек исповедует ислам правильно, если не вмешивается в то, что не касается его».

 

Эльвира Садрутдинова

21630

Последние статьи
19.10.2021
Подробнее
27.09.2020
Подробнее
23.02.2019
Подробнее
© 2024 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.
Top