Развод неокончательный (раджʼи) и окончательный (баин)
1. Развод неокончательный (раджʼи).
Это развод, после которого муж может вернуть жену обратно без заключения нового никаха.
Если муж дал жене однократный или двукратный неокончательный (раджʼи) развод, то он может вернуть ее в период ее идды, с согласия жены и без. Для возврата он должен сказать ей: «Я возвращаю тебя», – или: «Я возвращаю свою жену».
Желательно (мустахабб) возвращать жену при свидетелях, однако это не условие действительности возврата.
Также действителен возврат действием – если муж совершит с ней половой акт, или поцелует ее, или прикоснется с вожделением, или посмотрит на ее половые органы с вожделением.
Если у жены закончилась идда, а муж ей говорит: «Я тебя вернул в период твоей идды», – и жена это подтверждает, то она считается возвращенной, даже если солгала. В спорных ситуациях имеют значение слова жены, и от нее не требуют клятвы, по мнению имама Абу Ханифы (да будет доволен им Аллах).
Если у жены закончилась третья менструация (после развода) на десятый день, то ее идда считается законченной и муж не может ее больше вернуть, даже если она не успела совершить полное омовение. Если же ее менструация закончилась раньше, чем на десятый день, то муж может ее вернуть, пока она не совершит полное омовение, или не пройдет полностью время одного намаза, или пока она не совершит таяммум и намаз, по мнению Абу Ханифы и Абу Юсуфа. А имам Мухаммад сказал: «Время возврата аннулируется, как только женщина совершит таяммум, до совершения намаза».
2. Развод окончательный (баин).
Развод окончательный (баин) делает половой акт между супругами запретным (в отличие от развода раджʼи).
Если произошел один развод или два развода, то муж имеет право снова жениться на этой женщине, причем неважно, закончилась ее идда или нет (после того развода).
3. Троекратный развод.
Если муж дал жене три развода, то она становится запретной для него до тех пор, пока после окончания своей идды не заключит с другим человеком действительный брак, в котором у нее произойдет половой акт, и пока они не разведутся (или муж не умрет) и не окончится срок идды после другого мужа.
Из книги «Аль-Фикх аль-муяссар ‘аля мазхаби имам Аби Ханифа» шейха Рашида Хусайна ан-Надви
Перевод с арабского языка