Прежде всего, мы должны понимать, что наши дети – это аманат (то, что нам доверено) от Аллаха. Поэтому мы должны соблюдать права того, что нам доверили. В первую очередь, дети имеют два права: право на любовь родителей и право на надлежащее воспитание. Любовь к ребенку пробуждает в нем сострадание (милосердие), надлежащее воспитание пробуждает в нем порядочность (добродетель, праведность).
Как правило, матери по большей части способствуют воспитанию в ребенке жалости и милосердия, в то время как отец помогает воспитанию в нем порядочности, поэтому ребенку нужны оба родителя, чтобы в нем равномерно воспитались оба эти качества. Отсутствие одной из этих сторон воспитания вредно для ребенка – человек без жалости не любят в обществе, человека непорядочного не уважают.
Только совместными усилиями обеих родителей ребенок получит правильное воспитание и займет надлежащее место в обществе. Один родитель не способен дать ребенку правильное воспитание.
Смерть одного из родителей не в нашей власти, и мы не можем ее предотвратить. Однако развод происходит по воле супругов, поэтому его нужно избегать в максимально возможной степени, особенно если в семье есть дети. Хотя в шариате предусмотрены правила опеки над ребенком и посещения его, когда стороны не могут договориться и прийти к пониманию, тем не менее, дети могут всю жизнь нести последствия развода родителей. Здоровый, нормальный ребенок – это тот, кто вырос в полноценной семье.
Однако, если родители все-таки разводятся, мать имеет право опеки над несовершеннолетним. В случае с мальчиком – до семи лет и в случае с девочкой – до девяти лет. Мать получает такое право в случае, если она:
1) свободный человек;
2) взрослая (совершеннолетняя);
3) в здравом уме;
4) добропорядочна (не совершает явных грехов);
5) имеет возможности.
Таким образом, право матери на опеку утрачивается, если:
1) она вступает в повторный брак с человеком, который не является махрамом ребенку;
2) ей приходится часто покидать дом (к примеру, по причине работы);
3) открыто совершает грехи и есть опасность плохого влияния на ребенка.
Если мать по какой-то причине не может осуществить свое право на опеку, то следующие лица имеют право делать это вместо нее в следующей последовательности: бабушка по материнской линии, бабушка по отцовской линии, родная сестра, сестра матери, сестра отца и т.д. Если все эти родственники женского пола отсутствуют, у мужчин есть право на опеку в следующей последовательности: отец, дед по отцу, родной брат, брат отца, брат матери и т.д.
Независимо от того, кто из родителей получает право на опеку над ребенком, другая сторона имеет право навещать ребенка по взаимному согласию. К сожалению, часто сторона, получающая право на опеку, использует ребенка в качестве орудия против другой стороны, лишая их возможности навещать ребенка. Это не соответствует Исламу и очень вредно для ребенка.
В любое из этого времени отец ребенка несет ответственность за благополучие ребенка – за девочку пока она не выйдет замуж, за мальчика, пока он не вырастет и не начнет самостоятельно зарабатывать на жизнь. Если ребенок инвалид, отец несет за него ответственность пожизненно. Если мать получает право на опеку, но не имеет жилья, отец должен обеспечить жильем их обоих.
Согласно ханафитскому мазхабу, ребенок не может выбрать – с кем из родителей он хочет остаться. Сын получает это право после полового созревания.
Вопрос же о том – с кем из родителей должен остаться ребенок (по истечении периода опеки над ним матерью), решается в зависимости от обстоятельств. На первом месте тут будут стоять интересы ребенка, особенно в отношении того – кто из родителей может дать ему наилучшее религиозное воспитание и социальное обеспечение.
И в любом случае, вопросы опекунства нужно уточнять с заслуживающим доверия ученым или имамом для вынесения правильного решения.
Муфтий Сухайл Тармахомед