Брать сирот на воспитание – это Сунна нашего Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.
В хадисе, который приводит имам Бухари в своем сборнике «Сахих», Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, говорит: «Я и опекун сироты будем в Раю вот так», — и Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, соединил указательный и средний пальцы. Здесь имеется в виду, что тот, кто возьмет на себя заботу о сироте, будет очень близок к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, в Раю.
Многие сестры (особенно те, кого Аллах пока не наделил детьми) задумываются о том, чтобы взять сироту из детского дома на воспитание. Безусловно, это очень важный шаг в вашей жизни, поэтому следует взвесить все «за» и «против», ведь это не та ситуация, в которой будет правильно отступать. Тем не менее, я думаю, нехорошо преувеличивать трудности, с которыми опекуны могут столкнуться. У страха глаза велики. Учитывая, что это Сунна Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, будет замечательно, если мы попытаемся возродить ее. Пускай каждый из нас задумается об этом.
Существует множество сайтов, где объясняется, как именно взять ребенка на воспитание из российского (или даже иностранного) детского дома. В этой статье мы сконцентрируемся исключительно на шариатских (или связанных с ними) аспектах этой темы.
1. Почему это Сунна?
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, взял на воспитание сподвижника Зайда ибн Хариса, да будет Аллах им доволен.
2. Я слышала, что усыновление в Исламе запрещено. Это правда?
Это правда только в «техническом» смысле. Запрещено менять генеалогию ребенка, то есть приписывать его себе. Это важно, в частности, потому, что генеалогия имеет большое значение в некоторых шариатских вопросах: в наследственном праве, при заключении брака, общении с противоположным полом. Например, женщина обязана носить хиджаб перед чужими мужчинами, но может не носить его перед близкими родственниками.
Иными словами, нельзя менять имена биологических родителей ребенка, скрывать их имена, менять родословную ребенка.
При этом, если вы не будете записывать ребенка как своего собственного, взять на воспитание сироту не только можно, но и очень одобряется.
3. Мне сказали, что можно взять на воспитание только ребенка близких родственников, если с ними – не дай Аллах – произойдет что-то нехорошее (смерть, тяжелая болезнь и тому подобное).
Полагаю, это просто обычай некоторых исламских народов – поступать так. Однако в Исламе нет запрета на то, чтобы воспитывать ребенка из абсолютно чужой вам семьи.
Тем не менее, этот вопрос косвенно связан с другим:
4. Кем приходится ребенок опекунам?
Здесь есть два варианта ответа.
Первый из них – в плане родства никем. Если вы взяли чужого ребенка на воспитание, то он остается для вас чужим, даже если вы растили его с первых дней его жизни. Иными словами, ребенок автоматически не становится махрамом опекунам. Это означает, что женщина должна будет носить хиджаб перед мальчиком, которого она воспитала, после того как тот станет совершеннолетним. Также она не сможет оставаться с ним наедине и прикасаться к нему – как и к любому другому чужому мужчине. Аналогичным образом мужчина не сможет оставаться наедине со своей воспитанницей, а она, в свою очередь, будет обязана носить перед опекуном хиджаб.
Но есть выход. Если вы возьмете на воспитание ребенка младше двух лунных лет и покормите его грудью (один раз по ханафитскому мазхабу и пять – по шафиитскому), то он станет вам молочным сыном или молочной дочерью. Отношения молочного родства устанавливаются не только с кормилицей, но и с ее мужем на момент кормления ребенка. Таким образом, мальчик станет махрамом женщине, которая покормила его, а девочка станет махрамом мужу женщины, которая покормила ее. Отношения молочного родства укрепляют любовь между опекунами и ребенком, а также значительно упрощают жизнь в том плане, что заботиться о ребенке после наступления его совершеннолетия станет немного легче.
5. Если до совершеннолетия можно относиться к ребенку как к ребенку, то в чем проблема? Когда ему исполнится восемнадцать лет, он станет совсем взрослым.
Совершеннолетие по Исламу наступает значительно раньше восемнадцати лет. Девочка становится совершеннолетней с первой менструацией, а мальчик – с первой эякуляцией. Это случается около двенадцати-четырнадцати лет в российских широтах.
Если вы собираетесь взять на воспитание ребенка старше двух лунных лет, то должны продумать эту ситуацию. Вот ребенок взрослеет – что вы будете делать? Как сделать так, чтобы соблюсти требования Шариата? Этот вопрос будет разбираться чуть ниже.
6. Я беру на воспитание ребенка младше двух лунных лет. Как мне покормить его грудью?
Есть два вида этой ситуации.
Совет: если вы сейчас кормите грудью своего ребенка, но собираетесь его отлучать и планируете в ближайшем будущем взять сироту на воспитание, заморозьте некоторую часть молока. В морозильнике с температурой –20°C и без автоматического оттаивания женское молоко хранится до шести месяцев. Даже отлучив своего ребенка от груди, в течение ближайших шести месяцев вы все равно сможете установить молочное родство с любым ребенком младше двух лунных лет!
7. Я хочу взять ребенка на воспитание, но я никогда не беременела и не рожала. Неужели я смогу кормить приемного малыша грудью?
Да, это возможно даже для нерожавшей женщины (и для женщины, никогда не бывшей замужем). И это не такой редкий случай. Обратитесь к консультантам по грудному вскармливанию.
8. Я хочу взять малыша из детского дома, но у меня не получится кормить его грудью. Стоит ли мне в этом случае брать ребенка на воспитание?
Да, это тоже частая ситуация. Чаще всего она возникает, когда на воспитание берут ребенка старше двух-двух с половиной лунных лет. Однако воспитание сироты – вознаграждаемое дело. Поэтому, если вы искренне хотите опекать чужого ребенка, не стоит гасить это желание. Вот несколько советов:
9. Может ли приемный ребенок получить наследство?
Муфтий Мухаммад ибн Адам аль-Кавсари пишет:
«Приемный ребенок не может получить наследство от своих приемных родителей. Относиться к приемному ребенку так же, как к родному, в этом вопросе неправильно. Тем не менее, следует знать, что, хотя приемный ребенок не имеет установленного права наследовать от своих приемных родителей, дозволено (и даже желательно) написать при жизни завещание в его пользу. Такое «завещание» для ребенка может составить треть от всего имущества при условии, что этот ребенок не входит в список наследников».
10. Что делать с имуществом моего воспитанника?
Муфтий Мухаммад ибн Адам аль-Кавсари пишет:
«Имущество несовершеннолетнего приемного ребенка следует бережно хранить. Если есть необходимость потратить на ребенка какую-то сумму, дозволено использовать для этого деньги, принадлежащие ребенку. Тем не менее, расходовать средства следует очень осторожно, без излишеств. Запрещено одалживать деньги, принадлежащие ребенку, или отдавать их в качестве милостыни».
11. Биологические родители ребенка хотят встретиться с ним. Надо ли мне разрешить ему встретиться с ними?
Да, конечно. Не разрешать ему встречаться с родителями значит притеснять его.
И, разумеется, следует помнить, что к сиротам, взятым на воспитание, нужно относиться хорошо, по-доброму.
ИншаАллах, эта статья принесет пользу.
Малика Умм Яхья
По материалам сайта darulfikr.ru