Продолжение.
Начало: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4.
Среди нас должно быть больше единства. Особенно сейчас, когда у нашей религии множество врагов, сколько людей хотят нашу религию унизить, выставить дикой, отсталой, не заслуживающей внимания, которой нельзя следовать, которая противоречит разуму и т.д. Поэтому должно быть единство хотя бы в рамках Ахлю-Сунна.
Сейчас это большая проблема: когда существует столько разных джамаатов Ахлю-Сунна, когда люди, которые являются ашаритами, которые следуют мазхабам, но, к сожалению, враждуют друг с другом из-за частных вопросов, которые не являются основами. Основы — это то, что мы перечислили в предыдущих лекциях. Человек, который эти основы не принимает, является заблудшим, ахлю бида’, мы порицаем его, отвергаем его убеждения и т.д. Но если человек в акыде Ахлю Сунна, в фикхе Ахлю Сунна, если в вопросах тасаввуфа он не исповедует явные заблуждения, например, такие, что шариат не обязателен, не искажает явно тасаввуф, явные дурные новшества не вводит, то у нас должно быть единство.
Даже если в каких-то частных вопросах мы будем к разному мнению склоняться. Всякие разделения по частным вопросам происходят от того, что шайтан с нами играет, издевается над нами. Мы видим как ахлю бида — Саудовское государство — сколько денег вложило в распространение своей идеологии, по всему миру эти ростки дали свои плоды. Какую точку мусульманского мира не взять – там будут все те проблемы, которые есть у нас. Эта фитна уже есть везде, и среди африканцев, среди арабов, среди новообращенных мусульман на Западе.
От этого между нами должно быть больше единства.
Мы должны быть выше этих личных предпочтений, понимать, что основа у нас общая, основа у нас одна, акыда у нас одна, основы наших убеждений у нас одни, в Аллаха мы верим одинаково, ибадат мы совершаем по одному пути, который до нас дошел через четыре мазхаба и т.д. Но тем не менее, у нас нет единства в частных вопросах, мы не готовы мириться с тем, что кто-то имеет иное мнение в фуруа (частностях, ответвлениях).
Например, один говорит, что фотография дозволена, другой говорит, что нет, фотография недозволена, и они из-за этого вопроса начинают ссориться друг с другом. СубханАллах! Это же несерьезно. Но многие люди могут ссориться из-за проблем меньших, чем эта. Одни ученые сказали, что фотография дозволена, другие сказали, что не дозволена. В более раннюю эпоху, когда фотография только появилась, ее считали недозволенной, если кто-то хочет следовать этому мнению, пусть следует, какая проблема? Но нельзя, чтобы человек это свое мнение взял как основу, как усуль, и считал, что тот, кто это мнение отвергает, становится ахлю бида.
Это большая проблема, что мы именно из-за таких частных вопросов начинаем друг с другом разделяться. Даже в рамках одного джамаата, одного тариката — кто-то такое слово устаза взял, другой другое слово взял, и люди из-за этого начинают ссориться друг с другом. Потому что мы не понимаем, что такое единство, дружба, поддержка внутри религии. И это то, чем активно пользуются наши враги.
Поэтому изучение манхаджа Ахлю Сунна важно для того, чтобы понять, что это расхождение — в рамках Ахлю Сунна, в рамках нашего убеждения, а вот это — нет, это расхождение не в рамках нашего убеждения, это расхождение неприемлемо, с этим вопросом мы не будем согласны никогда.
В частных вопросах — если один такому мнению следует, другой другому мнению следует: ханафиты Пакистана против фотографий, шафииты Йемена дозволяют фотографию — здесь нет проблем. Это же не вопросы основ, из-за которых надо ссориться, из-за которых должно быть порицание и т.д.
Потому что у порицания в шариате есть определенные условия, важнейшее из которых – чтобы то, что порицают, было харамом согласно четырем мазхабам. Об этом очень хорошо пишет имам Газали: когда вокруг человека, какой-то грех совершается постоянно, он перестает на него внимание обращать и приводит такой пример. Если, например, к нам войдет какой-то алим, у которого будет золотое кольцо, то все будут его порицать – «зачем ты золото одел, это харам» и т.д. Но если какой-то человек будет другого оскорблять, будет делать бухтан, гыйбат — это же больший грех, чем золото носить, на это никто внимание не обратит. Потому что этот грех уже стал распространенным.
Сколько у нас в обществе мусульман, которые основные обязанности не выполняют, сколько людей, которые даже смысла шахады не знают. Но мы вместо этого занимаемся разборками между собой, в рамках Ахлю Сунна. Это очень большая проблема и большая фитна, которая не дает нам объединиться. Наши шейхи и устазы завещали нам единство, братство, но его очень мало, к сожалению. А эти частные вопросы — лишь повод для того, чтобы человек выражал свою вражду, ненависть, неприязнь. к своему брату мусульманину. Если это мнение находится в рамках четырех мазхабов, в чем проблема, почему ты должен его оскорблять, должен с ним ругаться, выяснять с ним отношения?
Вот этот момент преодоления определенного фанатизма тоже очень важен для того, чтобы мы друг с другом выстраивали братские отношения, и между нами была братская любовь. Именно эта братская любовь дала сахабам то, чего они достигли. Даже несмотря на то, что они были в меньшинстве, в техническом плане они был более отсталые, чем Римская империя или чем Византийская или Персидская империя, но эта искренняя любовь ради Аллаха, которая у них была, она и принесла те плоды, что Ислам дошел до наших земель. Другого поколения, достигшего таких успехов в Исламе, не было именно во многом благодаря вот этой братской любви. И это тоже одна из основ Ахлю Сунна — любовь друг к другу, потому что мы находимся на одной акыде, на том, с чем пришел Пророк (алейхи ссоляту уа салям).
В это тяжелое время это особенно важно, когда вокруг столько безбожников, сколько различных заблуждений распространяется, сколько в рамках ислама существует разных сект, которые искажают ислам: кто-то не признает некоторых сахабов, другие придают Аллаху тело, кто-то отрицает путь аулия и т.д. Но даже мы, которые вроде бы по всем параметрам подходим под категорию правильного вероучения – Ахлю Сунна, часто враждуем друг с другом. Это все козни иблиса, важнейшего нашего врага, его ухищрения, которыми он пользуется через наш нафс, для того, чтобы нас ссорить и разъединять. Мы должны работать над преодолением какой-то неприязни друг ко другу, решение этой проблемы, даст нам серьезные успехи в распространении религии Аллаха Тааля, иншаАллах.