Акыда (убеждения) имама Ахмада ибн Ханбаля и Ибн Таймийи (и его последователей) – это одно и то же? - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Акыда (убеждения) имама Ахмада ибн Ханбаля и Ибн Таймийи (и его последователей) – это одно и то же?

Вопрос:

В наше время люди, которые следуют в вопросах вероубеждения (акыды) за шейхом Ибн Таймией (т.н. «салафиты»), относят свои взгляды к основателю ханбалитской школы имаму Ахмаду и его ученикам. Так ли это, действительно ли имам Ахмад ибн Ханбаль был таких же взглядов, что и Ибн Таймийя?

Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Имам Ахмад ибн Ханбаль (да помилует его Аллах) (годы жизни 164 – 241 гг. по хиджре) был великим ученым Ахлю-Сунна. Его мазхаб является одной из признанных школ исламского фикха (права). Он придерживался акыды Ахлю-Сунна.

Однако убеждения – т.н. «акыда ханбали», которые появились вскоре после смерти имама Ахмада, были искажены антропоморфизмом (убеждениями, что Всевышний Аллах может быть в чем-то подобен Своим творениям, Он занимает место, имеет тело или части тела).

Многие ученые школы ханбали защищали подлинное вероучение Ахлю-Сунна и имама Ахмада от подобных воззрений. К примеру, Хафиз ибн Аль-Джаузи (510-597 гг хиджры) написал книгу под названием Даф шубах ат-ташбих («Отражение сомнений относительно подобия Аллаха творениям»), в которой защищал имама Ахмада от взглядов, которые приписывали ему те, кто утверждал, что следовал его мазхабу (1).

Также имам Ибн Акыль (431 – 513 гг. по хиджре), большой ученый ханбалитского мазхаба, писал опровержения против антропоморфистских взглядов, которые проникли в мазхаб имама Ахмада (2).

Однако, шейх Ибн Таймийя противоречил взглядам Ахлю-Сунна во многих вопросах вероубеждения (акыды). Он поддерживал антропоморфистские взгляды относительно Всевышнего (3). Также он придерживался убеждений в невечности Ада (что Ад когда-то закончится), что противоречит аятам Корана и установлено в акыде Ахлю-Сунна (4). Он также придерживался убеждений о безначальности цепи творений («хавадис ля авваля ляха»), что сотворенные существа всегда существовали наряду с Аллахом (5).

Большие ученые Ахлю-Сунна опровергли эти ложные взгляды Ибн Таймийи. К примеру, его современник, ученый Такиуддин ас-Субки  (683 – 756 гг. хиджры) написал работу под названием «Ад-Дурар аль-Мудийя фи-ль-Радд ‘аля Ибн Таймийя», где он опровергает антропоморфизм Ибн Таймийи и его ложные убеждения в безначальности цепи творений. Большой ученый шафиитской школы, имам Такиуддин Абу Бакр аль-Хусни (752 – 829  гг. хиджры),, также написал книгу «Даф шубах ман шаббаха ва тамаррада ва насаба залика иля-ль- имам Ахмад» (Отведение сомнений тех, кто уподобляет Аллаха созданиям и приписывает эти взгляды имаму Ахмаду). В ней он также опровергает вышеперечисленные взгляды Ибн Таймийи.

Следовательно мусульмане должны избегать любых убеждений, называющих себя «убеждения имама Ахмада» или «акыда Ибн Таймийи». Убеждения Ахлю-Сунна ясно выражены в Акыде ат-Тахавийя, написанной имамом Абу Джафаром ат-Тахави (6).

Опровергая любое подобие между Создателем и созданием, имам ат-Тахави пишет:

من وصف الله بمعنى من معاني البشر فقد كفر

«Кто описывает Аллаха качествами из качеств творений, тот является неверующим».

Опровергая антропоморфизм, он пишет:

تعالى عن الحدود والغايات، والأركان والأعضاء والأدوات، لا تحويه الجهات الست كسائر المبتدعات

«Аллах превыше границ, сторон, частей. Не охватывают Аллаха шесть направлений, присущих Его созданиям».

Опровергая убеждение в невечности Ада, он пишет:

والجنة والنار مخلوقتان، لا تفنيان أبدا ولا تبيدان

«Джаннат (Рай) и Нар (огонь, Ад) были созданы. Они никогда не будут уничтожены и не исчезнут».

Опровергая заблуждение в предвечном существовании творений наряду с Творцом, он пишет:

له معنى الربوبية ولا مربوب ومعنى الخالق ولا مخلوق

«Он был Господом, когда не было ничего из созданного и имел качества Создателя, когда не существовало никаких созданий».

Так что мусульманам следует держаться чистой акыды саляфов (праведных предшественников), выраженной имамом Тахави в его книге, и отдаляться от ложных представлений об исламском вероубеждении. Мусульманам, которые не являются учеными-богословами и не имеют больших познаний в религиозных науках, будет достаточно убеждений, представленных в Акыде ат-Тахави. Им не следует вникать в сложные вопросы акыды, поскольку это может привести к сомнениям и заблуждениям в вере.

Мусульмане, имеющие религиозное образование, должны остерегаться некоторых сомнительных комментариев к Акыде ат-Тахави, которые противоречат убеждениям самого имама Тахави, в частности, комментарием «Шарх аль-Акыда ат-Тахави», сделанных Ибн Аби –ль-Иззом, где автор выражает некоторые ложные взгляды Ибн Таймийи.

Надежные комментарии к труду имама Тахави принадлежат таким ученым как кади Исмаил ибн Ибрахим аш-Шайбани (ум. 629 г. хиджры), Абу Хафс Сиражуддин аль-Газнави (ум. в 773 году хиджры) и Абдульгани аль-Майдани (ум. в 1298 г. хиджры) (7).

А Аллах знает лучше.

Замиль ар-Рахман,

студент Даруль-Ифтаа, Великобритания

Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи

——————-

[1] قال ابن الجوزي: ورأيت من أصحابنا (الحنابلة) من تكلم فى الأصول بما لا يصلح، وانتدب للتصنيف ثلاثة: أبو عبد الله بن حامد (ت. ٤٠٣) وصاحبه القاضي أبو يعلى (ت. ٤٥٨) وابن الزاغوني (ت ٥٢٧) فصنفوا كتبا شانوا بها المذهب (الحنبلي)، ورأيتهم قد نزلوا مرتبة العوام فحملوا الصفات على مقتضى الحس…فرأيت الرد عليهم لازما لئلا ينسب الإمام أحمد إلى ذلك (دفع شبه التشبيه، المكتبة الأزهرية، ص٦-١٠)

[2] قال ابن عقيل: تعالى الله أن يكون له صفة تشغل الأمكنة، وليس الحق تعالى بذي أجزاء وأبعاض فيعالج بها…فما أسخف هذا الإعتقاد وأبعده عن مكون الأملاك والأفلاك…تعالى الله عن تجاهل المجسمة (دفع شبه التشبيه، ص ٤٣)
[3] قال ابن تيمية – على سبيل المثال: وإن أردت (أي الإمام الرازي بقوله الحنابلة التزموا الأجزاء) أنهم وصفوه بالصفات الخبرية مثل الوجه واليد، وذلك يقتضي التجزئة والتبعيض، أو أنهم وصفوه بما يقتضي أن يكون جسما والجسم متبعض ومتجزئ وإن لم يقولوا هو جسم فيقال له: لا اختصاص للحنابلة بذلك بل هذا مذهب جماهير أهل الإسلام بل وسائر أهل الملل وسلف الأمة وأئمتها! (بيان تلبيس الجهمية، مجمع الملك فهد ج١ ص٢٥١)
[4] بعض أقواله منقولة في رفع الأستار لإبطال أدلة القائلين بفناء النار، المكتب الإسلامي
[5] قال ابن تيمية: وإن قدر أن نوعها (الحوادث) لم يزل معه فهذه المعية لم ينفها شرع ولا عقل! بل هي من كماله! قال الله تعالى: أفمن يخلق كمن لا يخلق أفلا تذكرون. والخلق لا يزالون معه! (شرح حديث عمران بن حصين، مؤسسة الريان، ص٨٤)
قال الحافظ في فتح الباري: وهي أصرح فى الرد على من أثبت حوادث لا أول لها من رواية الباب، وهي (أي القول بحوادث لا أول لها) من مستشنع المسائل المنسوبة لابن تيمية (أي المنقولة منه) (وانظر: النقد القويم لما كتبه ابن تيمية على حديث عمران بن حصين)
[6] قال الإمام تاج الدين السبكي: وهذه المذاهب الأربعة – ولله الحمد – فى العقائد واحدة، إلا من لحق منها بأهل الإعتزال (من الحنفية والشافعية) والتجسيم (من الحنابلة)، وإلا فجمهورها على الحق يقرون عقيدة أبي جعفر الطحاوي، التي تلقاها العلماء سلفا وخلفا بالقبول (معيد النعم، دار الكتب العربي، ص ٢٢-٣)
[7] شرح العقيدة الطحاوية للقاضي إسماعيل بن إبراهيم بن علي الشيباني، دار الكتب العلمية
شرح عقيدة الإمام الطحاوي لأبي حفص سراج الدين عمر بن إسحاق الغزنوي الهندي، دارة الكرز
شرح العقيدة الطحاوية لعبد الغني الغنيمي، دار البصائر

242

Последние статьи
21.04.2017
Подробнее
17.04.2017
Подробнее
Подробнее
© 2014 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.