Вопрос:
Дозволено или нет носить амулет (таавиз), не могли бы вы прояснить для меня этот вопрос? В некоторых источниках говорится, что это запретно, в некоторых — что разрешено.
Ответ:
С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух.
Ношение та’виза дозволено при условии, что он не содержит слова куфра или ширка (такие символы как, к примеру, «глаз Фатимы» или рука Фатимы»). Он дозволен при условии, что на нем написаны имена Аллаха, аяты Корана или дуа, и при условии, что человек считает его лишь средством для помощи от Аллаха (как лекарство — средством помощи при болезни), а не имеет силу помощи сам по себе.
Амр ибн Шуайб передает от своего деда, что Пророк (ﷺ) сказал:
عَنْ عَمْرِو بْنِ شُعَيْبٍ، عَنْ أَبِيهِ، عَنْ جَدِّهِ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: » إِذَا فَزِعَ أَحَدُكُمْ فِي نَوْمِهِ فَلْيَقُلْ: بِسْمِ اللَّهِ، أَعُوذُ بِكَلِمَاتِ اللَّهِ التَّامَّاتِ مِنْ غَضَبِهِ وَسُوءِ عِقَابِهِ، وَمِنْ شَرِّ عِبَادِهِ، وَمِنْ شَرِّ الشَّيَاطِينِ وَأَنْ يَحْضُرُونِ «فَكَانَ عَبْدُ اللَّهِ يُعَلِّمُهَا وَلَدَهُ مَنْ أَدْرَكَ مِنْهُمْ، وَمَنْ لَمْ يُدْرِكْ كَتَبَهَا وَعَلَّقَهَا عَلَيْهِ»
«Когда кто-то из вас испугается во сне, то пусть скажет:
أَعُوذُ بِكَلِمَاتِ اللَّهِ التَّامَّاتِ مِنْ غَضَبِهِ وَسُوءِ عِقَابِهِ، وَمِنْ شَرِّ عِبَادِهِ، وَمِنْ شَرِّ الشَّيَاطِينِ وَأَنْ يَحْضُرُونِ
Аузу бикалиматиЛЛяхи т-таммати мин гадабихи ва икабихи ва шарри ибадих, ва мин хамазати ш-шайятыни ва ан йахдурун
Я прибегаю к совершенным словам Аллаха от Его гнева, Его наказания, от нашептываний шайтана и от того (зла), которое они приносят
И тогда ему ничто не повредит.
Известно, что Абдулла ибн Амр учил этим словам своих детей, когда они подрастали, а тем из них, кто был слишком мал (чтобы это запомнить), он писал это на листе бумаги и вешал на шею» (Джами ат-Тирмизи, 3528).
Запрет на ношение таъвиза связан, кроме вышеупомянутых причин, с неправильным пониманием следующего хадиса:
عن عقبة بن عامر الجهني : ان رسول الله صلى الله عليه و سلم أقبل إليه رهط فبايع تسعة وامسك عن واحد فقالوا يا رسول الله بايعت تسعة وتركت هذا قال ان عليه تميمة فادخل يده فقطعها فبايعه وقال من علق تميمة فقد اشرك
مسن د أحمد بن حنبل (4/ 156)
Укба ибн Амир аль-Джухани передает, что группа из десяти мужчин пришла к Пророку (ﷺ), чтобы присягнуть ему на верность. И он принял присягу от девяти из них и не принял у одного. Когда они спросили о причине этого, Пророк (ﷺ) сказал, что этот человек носит тамима, услышав это, тот человек выбросил эту вещь, и тогда Посланник Аллаха (ﷺ) принял присягу у него. Затем он сказал, что в ношение этой вещи есть ширк.
Объясняя смысл слова тамима, имам Байхакы пишет:
وَالتَّمِيمَةُ يقَالُ إِنَّهَا خَرَزَةٌ كَانُوا يَتَعَلَّقُونَهَا يَرَوْنَ أَنَّهَا تَدْفَعُ عَنْهُمُ الْآفَاتِ
وَقَدْ يُحْتَمَلُ أَنْ يَكُونَ ذَلِكَ وَمَا أَشْبَهَهُ مِنَ النَّهْيِ وَالْكَرَاهِيَةِ فِيمَنْ تَعَلَّقَهَا وَهُوَ يَرَى تَمَامَ الْعَافِيَةِ وَزَوَالَ الْعِلَّةِ مِنْهَا عَلَى مَا كَانَ أَهْلُ الْجَاهِلِيَّةِ يَصْنَعُونَ , فَأَمَّا مَنْ تَعَلَّقَهَا مُتَبَرِّكًا بِذِكْرِ اللهِ تَعَالَى فِيهَا وَهُوَ يَعْلَمُ أَنْ لَا كَاشِفَ إِلَّا اللهُ وَلَا دَافِعَ عَنْهُ سِوَاهُ فَلَا بَأْسَ بِهَا إِنْ شَاءَ اللهُ
السنن الكبرى للبيهقي (9/ 588)
«Тамима, также известная как хараза — это вещь, которую арабы носили у себя на шее с убеждением, что она отводит от них несчастья. Так что запрет на ношение этой вещи связан с тем, что люди верили, что она сама по себе может отвести болезни или несчастья. Если же человек носит у себя на шее амулет с именами Аллаха для баракята и при этом верит, что болезни и избавление от них находятся только во власти Аллаха, то нет ничего запретного в этом».
А Аллах знает лучше.
Сайид Ханиф Ахмед, студент Даруль-Ифта, Нью-Йорк, США.
Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи