و بَعْدُ فالعلم بِأَصلِ الدينِ
مُحَتَّمٌ يَحْتَاجُ للتَبْيِينِ
لَكِنْ مِنَ التطْوِيلِ كَلَّتْ الهِمَمْ
فَصارَ فِيهِ الاِخْتِصارُ مُلْتَزَمْ
Наука об основах религии
Необходима, но нуждается в разъяснении.
Однако устремленность людей ослабла из-за длиннот,
Поэтому нужны сокращенные матны (мухтасар).
Науку об основах религии надо объяснять подробно, поскольку заблудшие (например, мутазилиты или муджассима) поднимают разнообразные темы, где отклоняются от истины.
Краткий матн – это скелет и основа твоего знания. Впоследствии на этот скелет можно наживлять все, что ты узнаешь дальше по каждой конкретной теме.
و هَذِهِ أُرجوزَةٌ لَقَّبْتُها
جَوْرَةَ التَوْحيدِ قَدْ هَذَّبْتُها
واللهَ أرجوُ في القبولِ نافِعا
بِهَا مُريداً في الثَوابِ طامِع
И я назвал эту урджузу
«Джаухара ат-таухид» и составил ее.
Я надеюсь только на Аллаха, чтобы Он принял ее и сделал ее полезной,
Жажду награды и к ней стремлюсь.
Урджуза – это литературное произведение определенного стихотворного размера. «Джаухара ат-таухид» буквально переводится как «Драгоценность Единобожия».
فَكُلُّ مَنْ كُلِّفَ شَرْعاً وَجَبا
عَلَيْهِ أَنْ يَعْرِفَ ما قَدْ وَجَبا
للهِ و الجائِزَ و المُمْتَنِعا
و مِثْلَ ذَا لِرُسْلِهِ فاسْتَمِع
Каждый, на кого возложена ответственность, (мукалляф) должен по Шариату
Познать то, что обязательно
В отношении Аллаха, что допустимо и что невозможно,
И то же самое насчет Его посланников.
Согласно ашаритской акыде, познание обязательного, невозможного и допустимого – это шариатская обязанность для мукалляфа: она устанавливается Шариатом, а не разумом; если до людей Шариат не дошел, обязанность не вступает в силу.
Абу Али аль-Ашари