Вопрос:
Хотелось бы узнать, что говорит Ислам о свободе выбора человека – имеет ли он свободу воли, или наши действия уже заранее предопределены?
Ответ:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
Каждый здравомыслящий человек, разумеется, понимает, что он действует по своему выбору в этом мире. Однако, нужно помнить, что мы ответственны перед другими людьми за наш выбор. К примеру, если Бакр ударит Зейда, Зейд не будет рассуждать, действовал ли он по своему выбору или нет, он захочет ответить ему тем же. С другой стороны, если сильный ветер дует в лицо Зейда, он не пойдет против ветра. Разумеется, он понимает, что ветер не действует по своей воле.
Тот факт, что Всевышний Аллах обладает знанием о всех наших поступках, которые мы совершаем в течение жизни, не отменяет того факта, что мы действуем на основе своего выбора.
Тем не менее, крайне важно понять, что человек не создает своих действий. Аллах является Создателем человека и всех вещей во Вселенной, и также Он создает действия человека и всех существ во Вселенной. В Коране говорится:
وَاللَّهُ خَلَقَكُمْ وَمَا تَعْمَلُونَ
«Аллах создал вас и ваши деяния» (Ас-Саффат, 96).
Когда человек принимает решение на основе своей свободной воли совершить какое-то действие, Аллах создает это действие (а человек лишь присваивает его). Таким образом, действия считаются принадлежащими человеку не потому, что он сам их творит, а потому что он их приобретает. Именно за это – за то, какие действия человек присваивает – он вознаграждается или наказывается (1).
Так же, как человек устанавливает будильник, чтобы просыпаться каждое утро на работу и чувствует необходимость работать для того, чтобы выжить и прокормить семью, не задумываясь, действует ли он по своей свободной воле или нет, нужно выполнять повеления Аллаха с таким же образом. Нам повелено следовать Шариату, не вникая в такие тонкости. Когда Али (да будет доволен им Аллах) спросили о судьбе, он ответил: «Это темный путь, не пройти его. Это глубокий океан, не переплыть его … «[2]
Короче говоря, для простого человека достаточно знать и верить в то, что такдир (предопределение судьбы) относится к абсолютному знанию Аллаха. Аллах знает все наперед. Это не означает, что Аллах заставляет человека сделать что-то против его воли. Каждый человек действует из своей собственной воле, и несет ответственность за свои действия.
Хишам Дауд, студент Даруль-Ифтаа,
Чикого, США
Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи
________________
[1]
…وقالوا الأفعال واقعة بقدرة الله وكسب العبد على معنى أن الله تعالى أجرى عادته بأن العبد إذا ضمم العزم ولى فعل الطاعة يخلق الله تعالى فعل الطاعة فيه وإذا عزم على فعل المعصية يخلق فعل المعصية فيه، وعلى هذا يكون العبد كالموجد لفعله وإن لم يكن موجدا حقيقة…(شرح وصية الإمام أبي حنيفة للبابرتي ص-١١٨، دار الفتح)
[2]
تاريخ ابن عساكر/ علي بن أبي طالب