Вопрос:
Уважаемый муфтий, когда мы спрашиваем ученых: «Как нас позовут в Судный день?» – то получаем один из трех следующих ответов:
1) По имени матери (так говорит большинство).
2) По имени отца, кроме пророка Исы, мир ему (об этом я прочитал в «Ахсан аль-фатава (т. 9, с. 29)).
3) Часть людей позовут по имени матерей, а часть – по имени отцов (один ученый сказал мне, что так написано в примечаниях к Абу Дауду, 320).
Пожалуйста, скажите, какое из этих мнений – самое правильное.
Ответ:
Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух.
Мой устаз, шейх аль-хадис, мавляна Харун Абуасумер пишет, отвечая на этот вопрос:
«Имам Бухари, рахимахуллах, назвал одну из глав в «Сахихе» «Глава о том, что людей позовут по отцам». В этой главе он передает от нашего господина Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Воистину, будет поднято знамя для предателя в Судный день и будет объявлено: «Вот предательство такого-то, сына такого-то («Сахих» Бухари, хадис № 6177). Отметим, что «такой-то» стоит в мужском роде.
Имам Хаттаби, имам Ибн Батталь, Хафиз ибн аль-Каййим, Хафиз ибн Хаджар, алляма ‘Айний и Хафиз Касталяни, рахимахуллах, – все они сказали, что этот хадис служит доводом против тех, кто считает, что людей позовут по именам их матерей (см. «Шарах» Ибн Батталь (т. 9, с. 335) «Тазаб Ибн аль-Каййим ли Аби Дауд (т. 7, с. 250), «Фатх аль-Бари» (т. 10, с. 689), «Умдат аль-Кари» (т. 22, с. 201) и «Иршад ас-сари» (т. 13, с. 184)). Причина этого заключается в том, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал, что будет объявлено: «Вот предательство такого-то, сына такого-то», – в мужском роде (фулян ибн фулян). И Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) не сказал: «…фулян ибн фуляна(х)» (что означало бы «такой-то, сын такой-то»).
Более того, мнение тех, кто придерживается противоположной точки зрения (то есть что людей позовут по именам их матерей), основано на передачах, которые Хафиз Ибн Хаджар и другие сочли очень слабыми (см. «Фатх аль-Бари» (т. 10, с. 289) и «Иршад ас-сари» (т. 13, с. 184)). Хафиз ибн аль-Каййим, рахимахуллах, говорит, что ученые единогласны в том, что этот хадис слабый («Тахзиб» Ибн аль-Каййима (т. 7, с. 250)).
Далее Хафиз ибн аль-Каййим, рахимахуллах, пишет: «Этот хадис не годится для использования в качестве доказательства и, более того, противоречит достоверному (сахих) хадису» (там же).
Исходя из вышесказанного, ясно, что более сильное и предпочитаемое мнение – что в Судный день человека позовут по имени отца, а не матери, о чем говорится в хадисе из «Сахиха» Бухари и «Сунана» Абу Дауда».
Это совпадает с тем, что вы прочли в «Ахсан аль-фатава» (т. 9, с. 29-30).
Третье мнение, которое вы упомянули и которое изложено в примечаниях к «Сунану» Абу Дауда, заключается в том, что «часть людей позовут по имени матерей, а часть – по имени отцов». Данная точка зрения примиряет две другие, и это попытка объединить смыслы двух хадисов. Такое мнение излагается шейхом Хиндом Мавляной Махмудом аль-Хасаном, рахимахуллах, в «Аш’ат аль-лям’ат».
Он пишет: «В одном из риваятов упоминается, что в Судный день людей позовут по именам матерей. По одному из мнений, мудрость этого – в том, чтобы не раскрывать, кто из людей рожден от прелюбодеяния, чтобы о них не злословили. Некоторые считают, что это связано с тем, что наш господин Иса (мир ему) рожден без отца. Есть и другие толкования. Если считать, что этот хадис (о том, что людей позовут по именам матерей) подтвержден, то мы скажем, что в большинстве случаев людей позовут по именам отцов или что людей позовут по именам отцов, а иногда – по именам матерей, временами – только по именам матерей, временами – по имена обоих родителей. ВаЛлаху А’лям» (Аш’ат аль-лям’ат, 4/64).
Подобную объединяющую точку зрения изложил муфтий Рашид Ахмад Люзиянви, рахимахуллах, в «Ахсан аль-фатава» (т. 9, с. 30) в качестве заключения фетвы по этому вопросу. Мавляна Зафар Усмани, рахимахуллах, также предложил подобное разъяснение в «Имдад аль-ахкам» (т. 4, с. 466). Мы можем сказать, что предпочитается мнение, что людей позовут по именам отцов. Тем не менее, если мы принимаем хадис об именах матерей, то тогда следует придерживаться объединяющей точки зрения.
В то же время, нужно помнить, что наша цель в жизни не ограничена разбором подобных вопросов. Скорее, она заключается в том, чтобы подготовиться к тому, чтобы предстать перед Аллахом с нашими хорошими делами, когда нас позовут, вне зависимости от того, в какой форме.
А Всевышний Аллах знает лучше.
Муфтий Файсаль ибн Абдуль-Хамид аль-Махмуди
С английского языка перевела Малика Умм Яхья.