Кифая аль-муридин (2) - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Кифая аль-муридин (2)

Автор: Абу Али аль-Ашари

Первая часть

Раздел о пророках

Для каждого пророка обязательны:

  • правдивость,
  • безгрешность,
  • донесение Откровения,
  • ум.

И в отношении пророков недопустимы противоположные черты.

Пророкам допустимо иметь разные качества, свойственные людям, однако лишь такие, которые не унижают их. Например, пророки могут спать или ощущать голод.

Раздел о суннитах

Сунниты (ахлю-с-Сунна валь-джамаа) — это ашариты и матуридиты. И это побеждающее течение и спасшаяся община. Они нашли истину между принуждением (джабар) и свободой воли (кадар), между рафидизмом и хариджизмом, между уподоблением [Всевышнего творениям] и опустошением [смысла качеств Аллаха].

И надо быть убежденным в верности подхода суннитов и придерживаться его. Необходимо изо всех сил остерегаться влияния сторонников новшеств и заблудших, таких как шииты, ваххабиты, «Хизб ат-тахрир», лжесуфии и прочие им подобные.

Точно так же нужно остерегаться и неоисмаилитов, которые говорят о прогрессе и просвещении, а в сердце скрывают неверие и безбожие. Еще их называют секуляристами.

Глава о вероотступничестве

В наши дни люди перестали следить за своей речью, увлекшись идеей свободы [слов и действий] в понимании неверующих. Но мы не можем свободно ослушиваться Творца и издеваться над Его религией, даже если мукалляфа толкает к этому восхищение неверующими.

Каждый мусульманин обязан защищать свою веру от всего, что может ее нарушить.

Вероотступничество (ридда) — пусть Аллах защитит нас от этого — это неверие после принятия Ислама. И отступают от веры из-за убеждений, дел или слов.

Первый вид того, что выводит из Ислама

Это сомнение в существовании Всевышнего Аллаха, или в пророческой миссии Его Посланника, или в сохранности Корана от изменений и искажений, или в прочих подобных вещах, которые однозначно известны в религии, или отрицание их.

Аналогично этому из Ислама выходит тот, кто отрицает одно из качеств Аллаха, которые в отношении Него обязательны (например, Знание), или дозволяет то, что однозначно известно как запретное в религии, то есть это знает и ученый, и простой мусульманин (например, запретность гомосексуальных связей). Причем даже если все неверующие как один убеждены в дозволенности этого, дозволение вещей такого рода все равно выводит мусульманина из Ислама.

Точно так же из Ислама выходит и тот, кто запрещает то, что однозначно дозволено в религии, так что это знают все мусульмане (например, торговлю или заключение брака). Но такое редко встречается — в отличие от дозволения запретного.

Подобным же образом выходит из Ислама тот, кто отрицает какую-то общеизвестную религиозную обязанность, насчет чего есть единогласное мнение мусульман, что это обязательно (например, намаз или выплату закята). Вменение в религиозную обязанность того, что однозначно известно как необязательное, тоже выводит из Ислама: например, если человек говорит, что поститься вне Рамадана обязательно.

Примечание

Человек, который вознамерился выйти из Ислама в будущем, выходит из религии сразу же.

Примечание

Кто не признает посланника, или оскорбляет его, или намеренно оскорбляет Сунну, тот выходит из Ислама.

Правило

Аллегорическое толкование общеизвестного в религии словно его отрицание: кто говорит, что под обязательностью читать намаз подразумевается, что обязательно иметь добрый нрав, подобен тому, кто отрицает обязательность читать намаз вообще.

Примечание

Кто полагает возможным, что после нашего господина Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует) кто-то еще может быть пророком, выходит из Ислама, даже если предлагает некое аллегорическое толкование, как кадьяниты.

Второй вид того, что выводит из Ислама

Кто совершает земной поклон идолу вне зависимости от намерения или другому творению с намерением на поклонение, выходит из Ислама. Кто намеренно бросает мусхаф Корана или шариатскую книгу в мусор или к нечистотам, тоже выходит из Ислама, поскольку это указывает на высмеивание и оскорбление религии, а это сродни ее отрицанию.

Третий вид того, что выводит из Ислама

Примеров очень много, нет им числа.

Сюда относится издевка над любым из имен Всевышнего Аллаха, над Его обещаниями или угрозами из числа тех, что известны любому мусульманину.

Сюда же относится приписывание недостатка Всевышнему Аллаху или какому-либо из Его решений (например, слова о том, что какие-то решения Аллаха не подходят для нашей эпохи) и насмешка над одним из символов Ислама.

К тому же ведет оскорбление одного из пророков или ангелов, а также слова о том, что в вечной жизни люди Писания после искажения их религии и язычники спасутся.

Сюда же относятся слова о том, что Ислам сводится лишь к поклонению, а политика — не дело религии.

Правило

Неуважение равносильно непризнанию[1].

Правило

Кто произнесет слова неверия намеренно, так что это не оговорка, и понимая их смысл, тот выходит из Ислама, даже если произнес их в шутку, а не убежденно, поскольку это указывает на неуважение.

Если человек произнес слова неверия на чужом ему языке, не понимая, что говорит, он не выходит из Ислама. И не выходит из Ислама тот, кто цитирует слова неверия.

Тому, кто вышел из Ислама, обязательно сразу вернуться в Ислам. Для этого надо произнести два свидетельства веры, отречься от произошедшего, раскаяться в содеянном и иметь намерение не возвращаться к такому впредь.

Примечание

Необязательно восполнять все виды поклонения, пропущенные в период вероотступничества, кроме хаджа и намаза, после которого человек вышел из Ислама и вернулся в Ислам до истечения времени этого намаза.

Вероотступничество — мерзкое дело, и у него много серьезных последствий:

  • Все благие дела аннулируются.
  • Моментально аннулируется брак (никах).
  • Вероотступник не может вступить в брак, причем даже с такой же вероотступницей, как и он.
  • Мясо забитого вероотступником животного запретно.
  • Вероотступник ни от кого не наследует и не может оставить наследство.
  • Его тело не омывают, не заворачивают в саван, по нему не совершают погребальный намаз, его не хоронят, поэтому запрещено его хоронить на мусульманском кладбище.

Выведение человека из Ислама (такфир) без шариатской причины — это большой грех. Это беда, которая коснулась исламскую общину в нашу эпоху. И это разделяет отцов и сыновей.

Мы говорим об этом, для того чтобы сохранить веру мусульман, а не чтобы оскорбить кого-то, подтолкнуть других выносить такфир мусульманам и не для самоутверждения новичков.

Однако нельзя и сводить вероотступничество лишь к убеждениям — это явно противоречит книгам по фикху. Так мы лишь склоним людей к погибели и вымостим дорогу в Ад, рассуждая о мягкости и доброте.

Третья часть

[1]«Хашия» Ибн Абидина (1/81).

Перевод с арабского языка книги устаза Абу Али аль-Ашари «Кифая аль-муридин ли икамати фараид ад-дин»

Перевела Малика Умм Яхья.

41223

Последние статьи
18.10.2019
Подробнее
16.10.2019
Подробнее
07.09.2019
Подробнее
© 2019 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.
Top