Вопрос:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух.
Есть множество аятов о том, что Аллах не причиняет творениям несправедливость, что Он запретил несправедливость Самому Себе. Тем не менее, сказано, что Аллах может наказать праведника и наградить грешника.
В таком случае как объясняется это кажущееся противоречие? Как ученые толкуют «несправедливость», которую Аллах запретил самому Себе?
Ответ:
Во Имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух.
С точки зрения разума и согласно акыде Ахлю-с-Сунна, Всевышний Аллах не ограничен в Своих действиях никакими условиями и причинами. Всевышний Аллах совершенно свободен в Своих божественных действиях и творит как добро, так и зло, согласно Своей свободной Воле.
قال أحمد الدردير في الخريدة:
و جائز في حقه الإيجاد والترك و الإشقاء و الإسعاد
و من يقل فعل الصلاح وجبا على الإله قد أساء الأدبا
Но существуют некоторые действия Всевышнего Аллаха, о которых Он сообщил Своим творениям через Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, как, например, награда верующим и наказание неверующим. Хотя сами эти действия и не являются обязательными для Аллаха, но о них сообщено в Коране, и это обязательно произойдет.
قال الشيخ سعيد فودة في شرحه على الخريدة:فإيجاد أي ممكن أو تركه أمر جائز في حقه تعال و لا يجب عليه شيء من غيره و لكن هو تعالى يوجب على نفسه أشياء ص 110 دار النور
قال في تحفة المريد: و هذا كله بحسب العقل و أما بحسب الشرع فلا يجوز خلف الوعد لأنه سفه و هو يستحيل عليه تعالى ص 254 مكتبة دار البيروتي
Абу Али ад-Дагестани,
Москва, Россия
Проверено и одобрено муфтием Ибрахимом Десаи.