Вопросы:
У меня была дискуссия с салафитом, и он поставил передо мной следующие вопросы – есть ли для них доводы в шариате?
1) Действительно ли пророки (мир им всем) живы в своих могилах? Почему ханафиты говорят, что они живы и даже совершают там молитвы?
2) Можно ли обращаться к Аллаху через пророков или праведников (делать тавассуль)?
3) Можно ли приезжать издалека специально, чтобы посетить могилу Пророка (мир ему и благословение)?
Ответ:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
Человек может участвовать в диспуте, если он обладает достаточными знаниями по вопросам спора и обладает умением вести спор (вежливо и с уважением к оппоненту). Также нужно быть уверенным в искренности оппонента (что он действительно хочет прояснить для себя какие-то вопросы, а не просто поспорить), и обсуждение может помочь ему исправить его ошибки. Если все эти условия не будут соблюдены, диспут может быть непродуктивным, и если человек не имеет достаточных сведений о предмете спора, его оппонент может смутить его, так что он собьется с истинного пути.
1) Тела пророков (мир им всем) действительно сохраняются нетронутыми в могилах. Это упоминается самим Пророком (мир ему и благословение) в нескольких хадисах (1), что пророки живы в своих могилах и даже совершают там молитвы (2).
От Анаса (да будет доволен им Аллах) передается, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал:
«Пророки живы в своих могилах: они совершают там молитвы» (передал имам аль-Байхаки).
Мы не знаем подробностей реальности жизни пророков в могилах (3). Однако, известно, что когда человек приходит навестить Пророка (мир ему и благословение) и приветствует его, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) слышит приветствие и отвечает на него. Когда человек отправляет приветствие Пророку (мир ему и благословение) издалека, ангелы передают его салам Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) [4]
2) Допустимо совершать тавассуль (обращаться к Аллаху Тааля) через степени и положение определенных людей, живых или умерших. К ним относятся пророки (мир им), мученики и аулия (благочестивые рабы Аллаха). Например: если человек скажет «О, Аллах, поистине, я прошу Тебя принять мои дуа из-за высокого уровня Посланника Аллаха (мир ему и благословение) перед Тобой», такая форма тавассуля допустима согласно мнению подавляющего большинства ‘уляма (ученых), и она была всегда частью их практики.
Хафиз Сахави (рахимахуллах) пишет в своей известной книге «Аль-Каулюль-Бади»:
«Тот, кто обращается к Аллаху Тааля через степень Наби (мир ему и благословение) и использует свои приветствия (салаваты) Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) в качестве василя (посредника) его просьбы, безусловно, будут удовлетворены».
Он пишет далее: «Количество людей, чьи дуа были приняты после их тавассуля через степень Пророка (мир ему и благословение) фактически можно добавить к чудесам Посланника Аллаха (мир ему и благословение)» [5]
3) Посещение Лучезарной Медины с целью посещения благословенной могилы Пророка (мир ему и благословение), безусловно, дозволено. Ученые и правоведы утверждают, что будет более, чем уместно посетить Медину лишь с намерением совершить зиярат к благословенной могиле Пророка (мир ему и благословение), поскольку это является высшей степенью почета и уважения [6].
А Аллах знает лучше.
Асим Патель, студент Даруль Ифта,
Венда, ЮАР.
Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи
www.daruliftaa.net
______________________
[1]
المكتبة العصرية، صيدا -بيروت (1/ 275) سنن أبي داود
حَدَّثَنَا هَارُونُ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ، حَدَّثَنَا حُسَيْنُ بْنُ عَلِيٍّ، عَنْ عَبْدِ الرَّحْمَنِ بْنِ يَزِيدَ بْنِ جَابِرٍ، عَنْ أَبِي الْأَشْعَثِ الصَّنْعَانِيِّ، عَنْ أَوْسِ بْنِ أَوْسٍ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «إِنَّ مِنْ أَفْضَلِ أَيَّامِكُمْ يَوْمَ الْجُمُعَةِ، فِيهِ خُلِقَ آدَمُ، وَفِيهِ قُبِضَ، وَفِيهِ النَّفْخَةُ، وَفِيهِ الصَّعْقَةُ، فَأَكْثِرُوا عَلَيَّ مِنَ الصَّلَاةِ فِيهِ، فَإِنَّ صَلَاتَكُمْ مَعْرُوضَةٌ عَلَيَّ» قَالَ: قَالُوا: يَا رَسُولَ اللَّهِ، وَكَيْفَ تُعْرَضُ صَلَاتُنَا عَلَيْكَ وَقَدْ أَرِمْتَ — يَقُولُونَ: بَلِيتَ -؟ فَقَالَ: إِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ حَرَّمَ عَلَى الْأَرْضِ أَجْسَادَ الْأَنْبِيَاءِ.
[2]
حَدَّثَنَا أَبُو الْجَهْمِ الْأَزْرَقُ بْنُ عَلِيٍّ، حَدَّثَنَا يَحْيَى بْنُ أَبِي بُكَيْرٍ، حَدَّثَنَا الْمُسْتَلِمُ بْنُ سَعِيدٍ، عَنِ الْحَجَّاجِ، عَنْ ثَابِتٍ الْبُنَانِيِّ، عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ، قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: الْأَنْبِيَاءُ أَحْيَاءٌ فِي قُبُورِهِمْ يُصَلُّونَ. مسند أبي يعلى الموصلي (147/6) دار المأمون للتراث – دمشق
ويشهد لقوله: «إن الله حرم على الأرض أن تأكل أجساد الأنبياء» حديث أنس «الأنبياءُ أحياءٌ في قبورهم» عند أبي يعلى (3425)، وغيره -وسنده حسن سنن أبي داود ت الأرنؤوط (281/2) دار الرسالة العالمية
وَوَرَدَ النَّصّ فِي كِتَابِ اللَّهِ فِي حَقّ الشُّهَدَاءِ أَنَّهُمْ أَحْيَاء يُرْزَقُونَ وَأَنَّ الْحَيَاة فِيهِمْ مُتَعَلِّقَة بِالْجَسَدِ فَكَيْف بِالْأَنْبِيَاءِ وَالْمُرْسَلِينَ. وَقَدْ ثَبَتَ فِي الْحَدِيثِ «أَنَّ الْأَنْبِيَاءَ أَحْيَاءٌ فِي قُبُورِهِمْ» رَوَاهُ الْمُنْذِرِيُّ وَصَحَّحَهُ الْبَيْهَقِيُّ. نيل الأوطار (295/3) دار الحديث، مصر
(مررت ليلة أسري بي على موسى قائماً يصلي في قبره) وهو الكليم موسى بن عمران واختلف في موضع قبره، فعن كعب أنه بدمشق، أخرجه ابن عساكر، وذكر ابن حبان في صحيحه (4) أنه بين مدين وبيت المقدس، وتعقبه أيضاً المقدسي ثم قال: إنه اشتهر قبره قريب من أريحا بقرب الأرض المقدسة، قال الحافظ العراقي: ليس في قبور الأنبياء ما هو محقق إلا قبر نبينا — صلى الله عليه وسلم -، وقبر موسى وإبراهيم مظنون، واختلف في صلاته في قبره، فقيل: الدعاء، وقيل: بل الشرعية، قال القرطبي: الحديث بظاهره يدل أنه رآه رؤية حقيقية في اليقظة وأنه حي في قبره يصلي الصلاة التي نصليها وهو حي وذلك ممكن ولا مانع من ذلك لأنه الآن في الدنيا وهي دار تعبد، فإن قيل: كيف يصلون بعد الموت وليست تلك حالة تكليف؟
قلنا: ذلك ليس بحكم التكليف بل بحكم الإكرام لهم والتشريف، لأنها حببت إليهم في الدنيا الصلاة فلزموها وماتوا وهم على ذلك فشرفوا بإبقاء ما كانوا يحبونه عليهم، فتكون عبادتهم إلهامية كعبادة الملائكة، لا تكليفية ويدل على ذلك خبر «يموت الرجل على ما عاش عليه، ويحشر على ما مات عليه» (1) ولا تدافع بين هذا وبين رؤيته إياه تلك الليلة في السماء لأن للأنبياء مراتع ومسارح ينصرفون كيف شاءوا ثم يرجعون. أو لأن أرواح الأنبياء بعد مفارقة البدن في الرفيق الأعلى ولها إشراف على البدن وتعلق به يتمكنون من التصرف والتقرب بحيث ترد السلام على المسلم وبهذا التلفيق رآه يصلي في قبره ورآه في السماء. وكما أن نبينا في الرفيق الأعلى وبدنه في ضريحه يرد السلام على من سلم عليه التنوير شرح الجامع الصغير (548/9)
(3) Здесь может возникнуть вопрос: какова жизнь пророков и мучеников в могилах? Муфтий Шафи (да будет доволен им Аллах) в своем тафсире Маарифуль Куран объясняет: «Хорошо известно, что с исламской точки зрения, каждый умерший человек будет жить особой жизнью в Барзахе (посмертном мире), во время которой он испытывает либо наказание или наслаждение. Однако, существуют различные уровни в этой жизни. Есть уровень, который является общим для всех людей, и существуют специальные уровни для пророков, мучеников и благочестивых людей (аулия)». Что касается реальности этих уровней, лучшее объяснение дается у мауляны Ашрафа Али Санви (рахимахуллах) в его Байануль Куран:
«Разница между жизнью мученика и нормального человека проявляется том, что последствия жизни сильнее у мученика. Пример этому примерно как разница ощущений в пальцах ноги и пяточной части стопы у человека. Жизнь течет в них одинаково, но ощущение и восприятие намного больше в кончиках пальцев. Таким же образом, в теле мученика сохраняется больше жизненных ощущений, так что они даже влияют на тело шахида, и оно не разлагается в могиле, как это передается из хадисов и от очевидцев. Этот эффект жизни проявляется только в отношении Барзаха, поэтому, все законы шариата, которые применяются к мертвому человеку, будут распространяться и на мученика: его наследство будет разделено, и его жена сможет выйти замуж за другого человека. Подобную жизнь ведут и пророки, но жизненной силы в их телах сохраняется больше, до такой степени, что проявления их жизни в Барзахе также становятся очевидными в земной жизни, так что их наследство не делится, и их жены не могут вступить в новый брак.
[4]
وَمِنْ شَوَاهِدِ الْحَدِيثِ مَا أَخْرَجَهُ أَبُو دَاوُدَ مِنْ حَدِيثِ أَبِي هُرَيْرَةَ رَفَعَهُ وَقَالَ فِيهِ وَصَلُّوا عَلَيَّ فَإِنَّ صَلَاتَكُمْ تَبْلُغُنِي حَيْثُ كُنْتُمْ سَنَدُهُ صَحِيحٌ وَأَخْرَجَهُ أَبُو الشَّيْخِ فِي كِتَابِ الثَّوَابِ بِسَنَدٍ جَيِّدٍ بِلَفْظِ مَنْ صَلَّى عَلَيَّ عِنْدَ قَبْرِي سَمِعْتُهُ وَمَنْ صَلَّى عَلَيَّ نَائِيًا بُلِّغْتُهُ وَعِنْدَ أَبِي دَاوُدَ وَالنَّسَائِيِّ وَصَحَّحَهُ بن خُزَيْمَةَ وَغَيْرُهُ عَنْ أَوْسِ بْنِ أَوْسٍ رَفَعَهُ فِي فَضْلِ يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَأَكْثِرُوا عَلَيَّ مِنَ الصَّلَاةِ فِيهِ فَإِنَّ صَلَاتَكُمْ مَعْرُوضَةٌ عَلَيَّ قَالُوا يَا رَسُولَ اللَّهِ وَكَيْفَ تُعْرَضُ صَلَاتُنَا عَلَيْكَ وَقَدْ أَرَّمْتَ قَالَ إِنَّ اللَّهَ حَرَّمَ عَلَى الْأَرْضِ أَنْ تَأْكُلَ أَجْسَادَ الْأَنْبِيَاءِ وَمِمَّا يُشْكِلُ عَلَى مَا تَقَدَّمَ مَا أَخْرَجَهُ أَبُو دَاوُدَ مِنْ وَجْهٍ آخَرَ عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَفَعَهُ مَا مِنْ أَحَدٍ يُسَلِّمُ عَلَيَّ إِلَّا رَدَّ اللَّهُ عَلَيَّ رُوحِي حَتَّى أَرُدَّ عَلَيْهِ السَّلَامَ وَرُوَاتُهُ ثِقَاتٌ. فتح الباري لابن حجر (488/6) دار المعرفة -بيروت
القول البديع في الصلاة علي الحبيب الشفيع ص:349 (دار اليسر-دار ا لمنهاج)
[5]
(الصلاة في الأحوال كلها)
وأما الصلاة في الأحوال كلها ومن تشفع بجاهه -صلى الله عليه وسلم -وتوسل بالصلاة عليه بلغ مراده وأنجح قصده وقد أفردوا ذلك بالتصنيف ومن ذلك حديث عثمان بن حنيف الماضي وغيره وهذه من المعجزات الباقية على ممر الدهور والأعوام وتعاقب العصور والأيام. القول البديع في الصلاة على الحبيب الشفيع (ص: 239) دار الريان للتراث
[6]
والأولى في الزيارة تجريد النية لزيارة قبره صلى الله عليه وسلم وقيل ينوي زيارة المسجد أيضا نهر لأنه من المساجد الثلاث التي تشد إليها الرحال. حاشية الطحطاوي على مراقي الفلاح شرح نور الإيضاح (ص: 745) دار الكتب العلمية بيروت – لبنان
قَالَ ابْنُ الْهُمَامِ: وَالْأَوْلَى فِيمَا يَقَعُ عِنْدَ الْعَبْدِ الضَّعِيفِ تَجْرِيدُ النِّيَّةِ لِزِيَارَةِ قَبْرِهِ — عَلَيْهِ الصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ -، ثُمَّ يَحْصُلُ لَهُ إذَا قَدِمَ زِيَارَةَ الْمَسْجِدِ أَوْ يَسْتَمْنِحُ فَضْلَ اللَّهِ تَعَالَى فِي مَرَّةٍ أُخْرَى يَنْوِيهَا فِيهَا لِأَنَّ فِي ذَلِكَ زِيَادَةَ تَعْظِيمِهِ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — وَإِجْلَالِهِ، وَيُوَافِقُهُ ظَاهِرُ مَا ذَكَرْنَاهُ مِنْ قَوْلِهِ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — «مَنْ جَاءَنِي زَائِرًا لَا تَحْمِلُهُ حَاجَةٌ إلَّا زِيَارَتِي كَانَ حَقًّا عَلَيَّ أَنْ أَكُونَ شَفِيعًا لَهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ» . اهـ. ح. وَنَقَلَ الرَّحْمَتِيُّ عَنْ الْعَارِفِ الْمُنْلَا جَامِيٍّ أَنَّهُ أَفْرَزَ الزِّيَارَةَ عَنْ الْحَجِّ حَتَّى لَا يَكُونَ لَهُ مَقْصِدٌ غَيْرُهَا فِي سَفَرِه. الدر المختار وحاشية ابن عابدين (رد المحتار) (627/2) دار الفكر-بيروت