Некоторые исламские ученые определили убеждение как знание. Но это не совсем верно. Знание – одно, а убеждение основано скорее на вере. В идеале, конечно, убеждения должны быть основаны на знаниях, соответствующих действительности, хорошо продуманы и иметь прочную рациональную основу. Ну так то в идеале…
Например, иудейские и христианские ученые, жившие во времена Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, знали, что перед ними истинный посланник Аллаха. Это понимал и дядя Пророка Абу Талиб. Но это знание не дало им убеждений в истинности его пророчества. Бывают и обратные примеры, когда вера не основана на знании: кто-то, допустим, верит, что все одноглазые темнокожие люди приносят несчастье. Ни на каком знании этот предрассудок, конечно, не основан, но обладатель его может быть вполне искренне в этом убежден и это будет влиять на его жизнь.
Это и есть самое существенное в наших убеждениях – что они влияют на нашу жизнь. Осознавая это и, безусловно, желая счастья и процветания в жизни, мы понимаем, как важны правильные убеждения.
Соответственно, мусульманином является человек, имеющий систему убеждений, которую религия Ислам определяет как правильную. Произнося шахаду, мы, образно говоря, подписываем договор, обязующий нас иметь определенную картину мира и систему убеждений. Мы принимаем ее, соглашаемся с ней, обязуемся разделять эти убеждения. Это и есть Ислам. Резкое несоответствие убеждений человека этой системе выводит нас из Ислама.
Принятие Ислама – не обряд. «Быть мусульманином» не данность, основанная на национальной принадлежности. Быть мусульманином – это значит разделять систему убеждений Ислама. Разделяешь – значит, ты мусульманин. Не разделяешь – не мусульманин, даже если продолжаешь считать себя таковым.
Сурово, но это правда. Пренебрежение изучением исламского вероучения – вот этой самой системы убеждений – опасно, ибо может привести к прискорбным последствиям. Намаз, пост, хадж, нравственность Ислама, справедливость ее экономической и социальной системы – все это вторично относительно правильных убеждений.
Поэтому, обучая людей Исламу, следует начинать именно с вероучения – объяснения правильных убеждений и предостережения от неправильных, выводящих из Ислама. Начинать обучение с вопросов нравственности – ошибка многих учителей и проповедников. Это как начинать рассказывать историю с конца: бессмысленно и ничего особо не понятно. Это как начинать строить дом с крыши… Думаю, все меня поняли. Неверующему его доброта и высокая этика в Судный день не пригодятся.