Вера / Акыда

16 февраля 2015

Прекрасные имена Аллаха и их краткое толкование. Двадцать третья часть

Двадцать вторая часть

Соотношение имен и атрибутов Аллаха

В предыдущих частях мы – по Милости Всевышнего – кратко разобрали смысл имен Всевышнего, пришедших в Благородном Коране и пречистой Сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

В заключение мы хотим разобрать два теоретических вопроса вероубеждения:

1. Каково соотношение между именами и атрибутами Всевышнего Аллаха?

2. Каков источник нашего знания об именах и атрибутах? Берутся они только из священных текстов (Корана и Сунны) или мы можем сами их определить разумом?

Что касается первого вопроса, то имам аль-Байджури, да помилует его Аллах, в «Тухфат аль-мюрид» определяет имя так: «То, что указывает исключительно на сущность». Иными словами, имя – это слово, установленное в языке для указания на означающее. При этом оно может только указывать на эту сущность, как имя Всевышнего Аллах, или может указывать на сущность с точки зрения какого-либо ее качества – таковы, например, имена Всевышнего Аль-ʼАлим (Знающий) или Аль-Кадир (Всемогущий). 

Имам аль-Газали, да помилует его Аллах, приводит в «Максид аль-асна» хороший пример для объяснения соотношения имени и качеств (атрибутов): есть, например, человек, имя которого — Зейд. И он высокого роста, поэтому его называют «длинным». Если другой человек обратится к нему: «Эй, длинный!» — то это будет обращение по качеству (атрибуту) Зейда, а не по его имени. При этом такое обращение будет справедливо, ведь Зейд действительно высокого роста.

Обратный пример: если некто назвал сына Касим (дословно – «распределяющий») или Джамиʼ (дословно – «собирающий») и мы обратимся к этому человеку: «Эй, Касим!» — или: «Эй, Джамиʼ!» – то мы назовем его по имени, а не по качеству, которое это имя означает. Ведь человек с таким именем может не быть распределяющим или собирающим.

Таким образом, имя – это то, что указывает на сущность. Ведь если мы назовем человека не его именем, например, он либо не поймет, что речь о нем, либо разозлится на нас, если почувствует в этом издевку или злой умысел.

И если такова будет реакция человека на называние не своим именем, то мы можем догадаться, что называть Всевышнего Аллаха или Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не их именами не может быть похвальным делом.

Это то, что касается имен. Что же до атрибутов, то мы понимаем, что вполне можем описать человека разными качествами (при условии, что это описание будет правдивым). Например, скажем про Зейда, что он образованный, справедливый, знающий и т. д.

Тем самым мы переходим ко второму вопросу: можно ли описывать Аллаха именами и атрибутами, основываясь на нашем разуме, или необходимо опираться в этом на источники Шариата?

Двадцать четвертая часть

Абу Яхья

← Вернуться в раздел