Толкование имен Всевышнего Аллаха (12)
За основу толкования взята книга «Аль-Иʼтикад» имама аль-Байхакы. Дополнения из «Шарх аль-Асма аль-Хусна» имама ас-Сануси, «Аль-Максид аль-асма» имама Ахмада Заррука и других авторитетных источников.
71- 72. المقدم المؤخر
Аль-Мукаддим – Аль-Муаххыр
Тот, Кто располагает творения ближе и дальше, раньше и позже, как пожелает.
Ахмад Заррук: «Аллах определяет для каждого творения его время и положение. И смысл имени относится к атрибуту Воля (Аль-Ирада)».
Ас-Сануси: «Господь выбирает для каждого творения последовательность, время, его количественные и качественные характеристики, в соответствии со Своим Знанием и Своей Волей».
73 – 74. الأول الآخر
Аль-Авваль – Аль-Ахыр
Аль-Авваль (Первый) – Тот, Чье Существование не имеет начала. Аль-Ахыр (Последний) – Тот, Чье Существование не имеет конца. И это атрибуты, которыми описана Сущность Аллаха.
Примечание: В книгах Ахлю-с-Сунна валь-Джамаʼа эти атрибуты принято назвать Аль-Кыдам (Безначальность) и Аль-Бака (Бесконечность).
Ас-Сануси: «Из наличия этих атрибутов следует то, что Аллах – Тот, Чье Существование обязательно (Ваджиб аль-Вуджуд), поскольку, если бы Существование Аллаха было рационально допустимым – чист наш Господь от этого! – то это означало бы, что Он возникший, а значит, нуждается в создателе. Тогда этот «создатель» был бы тем, чье существование предшествует Существованию Аллаха, и бытию Аллаха предшествовало бы небытие. А это отрицало бы то, что Аллах – Первый (Аль-Авваль). Поэтому обязательно с точки зрения разума, что Аллах – Аль-Авваль и Аль-Ахыр».
75 – 76. الظاهر الباطن
Аз-Захир – Аль-Батын
Аз-Захир: Аллах – Явный посредством ясных доводов и очевидных признаков, указывающих на Его Существование, Господство и Его Единственность.
Также «Аз-Захир» может означать «Обладатель Высокого положения» или «Тот, Кто побеждает».
Аль-Батын: Тот, в отношении Которого немыслим образ (кейфия).
Также возможно такое толкование: Аз-Захир – Знающий явное; Аль-Батын – Знающий скрытое.
Ас-Сануси: «Аз-Захир – Побеждающий. Другое толкование: Тот, на Чье Существование указывает все сотворенное. А Аль-Батын – Тот, Кто скрыт от творений в этом мире. Другое толкование: Знающий тайное».
Абу Яхья