Откуда мы берем знание об именах и атрибутах Аллаха?
Мы переходим ко второму вопросу: каков источник нашего знания об именах и атрибутах? Можно ли описывать Аллаха именами и атрибутами, основываясь на нашем разуме, или необходимо опираться в этом на священные тексты?
Имам аль-Газали, да помилует его Аллах, в «Максид аль-асна» кратко передает, в чем заключается расхождение во мнениях ученых Ахлю-с-Сунна в этом вопросе.
Имам Кады Абу Бакр аль-Бакыляни, да помилует его Аллах, (ум. в 403-м г. по хиджре) склонялся к тому, что в Шариате не запрещено использовать разум в установлении имен и атрибутов Аллаха. Иными словами, можно описывать Аллаха тем, что разум допускает в отношении Всевышнего, и нельзя описывать Его теми именами и атрибутами, которые разум считает недопустимыми.
Имам Ахлю-с-Сунна валь-Джамаʼа Абуль-Хасан аль-Ашʼари, да помилует его Аллах, (ум. в 324-м г. по хиджре) считал иначе: имена и атрибуты Всевышнего основываются на священных текстах (Корана и Сунны). И нельзя описывать Аллаха теми словами, которые не пришли в них, даже если смысл этого описания утвержден в отношении Господа.
Затем имам Газали говорит, что второе мнение сильнее. Однако оговаривает условие: это правило относится к именам, но не к атрибутам. Можно описывать Аллаха теми атрибутами, которые не пришли в источниках Шариата, при условии, что описание ими Аллаха будет справедливым и верным: если описание верно в отношении Аллаха, мы можем Его этим описывать, даже если само слово не пришло в Шариате.
Например, мы можем называть Аллаха «Аль-Кадим» (Предвечный), хотя само это слово не пришло в священных текстах.
Иными словами, правило такое: мы можем описывать Всевышнего Аллаха качествами, которые указывают на совершенство, и не можем Его описывать качествами, обозначающими недостаток.
Тем не менее, поздние суннитские ученые предпочли мнение, согласно которому, как имена, так и атрибуты берутся только из священных текстов и иджмаʼ.
Имам аль-Лякани пишет в «Джаухара ат-таухид», классическом стихотворном тексте по акыде:
И выбрано (мнение), что Его (Всевышнего Аллаха) имена «таукыфия»,
Как и атрибуты, поэтому выучи их так, они приходят.
Комментатор «Джаухара», имам аль-Байджури, так поясняет слово «таукыфия»: «Дозволенность их употребления в отношении Всевышнего Аллаха основывается на Коране, достоверных (сахих) или хороших (хасан) хадисах или иджмаʼ» («Тухфат аль-мюрид»).
На этом мы заканчиваем рассказ о прекрасных именах Всевышнего Аллаха и благодарим Его за то, что Он дозволил и облегчил нам эту работу. Просим у Аллаха через них помощи, укрепления всех нас в вере и праведных поступках, а также хорошего итога. Амин!
Абу Яхья