Толкование имен Всевышнего Аллаха (3)
За основу толкования взята книга «Аль-Иʼтикад» имама аль-Байхакы. Дополнения из «Шарх аль-Асма аль-Хусна» имама ас-Сануси и других авторитетных источников.
4. الخالق
Аль-Халик
Тот, Кто творит Вселенную из небытия.
Ас-Сануси: «Тот, Кто предопределяет всё для созданного на основе Своей Воли».
5. البارئ
Аль-Бари
Правильное мнение, что Аль-Халик и Аль-Бари – синонимы, как указал имам аль-Байджури в «Хашия Умм аль-Барахин».
Ас-Сануси: «Аль-Бари – Тот, Кто имеет влияние на все существующее, выполняет все нюансы предопределенного Им для творений, придает им облик и завершенность».
6. المصور
Аль-Мусаввир
Тот, Кто создал творения в различных образах.
Ас-Сануси: «Тот, Кто создал облик творений и определил для них все характеристики, без посредника, на основании Своей Воли».
7. الغفار
Аль-Гаффар
Тот, Кто скрывает грехи своих рабов (от других рабов).
Ас-Сануси: «А также Тот, Кто устраняет бедствия обоих миров от раба на основании Своей Милости».
8. القهار
Аль-Каххар
Сильный (в превосходной степени), Могущественный.
Другое толкование: Тот, кто принуждает Своих рабов подчиняться Своей Воле.
Ас-Сануси: «Тот, Кто подчинил Себе все вещи полностью. А сотворенное подчинено, подвластно Его решению и не выходит из этого состояния ни на миг».
9. الوهاب
Аль-Ваххаб
Это Тот, Кто щедро одаривает многочисленными благами, не требуя ничего взамен.
Ас-Сануси: «И самые совершенные блага – это дарованные сердцу человека вера (иман), сила для совершения праведных поступков (тауфик), следование по пути, ведущему к святости (виляйя). А блага земного мира – они несовершенны, ведь они подобны данному взаймы на время. Всего этого придется лишиться и держать за это ответ».
10. الرزاق
Ар-Раззак
Дающий всему живому пропитание, а также все, что рабы используют, будь то дозволено для них или не дозволено.
Ас-Сануси: «Дающий всему живому все необходимое для продолжения существования. Для жизни духа – это знания и состояния. Для жизни тела – это подходящая для него пища».
11. الفتاح
Аль-Фаттах
Судья, Который рассудит рабов.
Это толкование взято из аята:
قُلْ يَجْمَعُ بَيْنَنَا رَبُّنَا ثُمَّ يَفْتَحُ بَيْنَنَا بِالْحَقِّ وَهُوَ الْفَتَّاحُ الْعَلِيمُ
(сура «Саба», аят 26)
Перевод смысла (по тафсиру «Аль-Мунтахаб»):
«Скажи им (о Пророк!): Наш Господь соберёт нас и вас в Судный день и справедливо рассудит нас. Поистине, Он – слава Ему! – Всевышний Судия, ведающий истину».
Другое толкование: Открывающий то, что скрыто от рабов в их религии и мирской жизни.
Третье толкование: Помогающий.
Ас-Сануси: «Проявляющий милость совершением блага и облегчающий в трудные времена в делах этой жизни и жизни вечной».
Имам Ахмад Заррук, рахимахуллах, пишет в «Аль-Максид аль-асма»: «Тот, кто осознает, что Аллах – Аль-Фаттах (Открывающий, Помогающий, Судящий справедливо), будет доверять Ему во всех делах и полагаться на Него».
Абу Яхья