Толкование имен Всевышнего Аллаха (5)
За основу толкования взята книга «Аль-Иʼтикад» имама аль-Байхакы. Дополнения из «Шарх аль-Асма аль-Хусна» имама ас-Сануси, «Аль-Максид аль-асма» имама Ахмада Заррука и других авторитетных источников.
29. الحكم
Аль-Хакам
Аллах — Законодатель, а Его решение — это Его Речь, поэтому данное имя относится к смыслам атрибута Речь (Аль-Калям).
Имам Ат-Тахави так сказал в своей «Акыде»:
«Никто не может отвратить Его предопределение, или отменить Его решение, или пересилить Его повеление».
Ахмад Заррук: «Кто осознал, что Всевышний — Аль-Хакам, тот не будет обращаться к другим законам, кроме законов Аллаха, и будет всегда доволен Его решениями».
30. العدل
Аль-ʼАдль.
Тот, Кто имеет право поступать, как пожелает.
Ас-Сануси: «Справедливый, то есть Тот, в Чьих действиях и решениях нет притеснения и несправедливости, поскольку все сотворенное — его владения. И никто не может повелеть Ему что-то или запретить, напротив — Он повелевает и запрещает».
Примечание: Действия Аллаха не могут быть несправедливыми, поскольку несправедливость (произвол, злоупотребление) — это распоряжаться во владениях другого, имуществом другого не по праву. И это невозможно в отношении Всевышнего, поскольку все сотворенное — Его владения, и Он может делать с этим все, что пожелает.
31. اللطيف
Аль-Латыф
Проявляющий доброту к Своим рабам, и тогда это атрибут действия.
Примечание: Качество (атрибут, сыфат) действия — это атрибут, образованный от глагола, который обозначает действие Аллаха, чаще всего он имеет форму причастия действительного залога. Рассмотрим пример: Аллах оживляет. «Оживляет» – это действие Аллаха. А значит, атрибут действия в этом случае будет «Оживляющий». Аллах наставляет — Аллах Наставляющий и т. д.
Другое толкование: Знающий обо всех тонкостях скрытого, и тогда это атрибут, которым описана Его Сущность.
32. الخبير
Аль-Хабир
Знающий о сути всех вещей.
33. الحليم
Аль-Халим
Откладывающий наказание тех, кто этого заслуживает, и Прощающий их затем.
34. العظيم
Аль-ʼАзым
Тот, Кто описан всеми атрибутами Величия, и Пречистый от всех недостатков.
Ас-Сануси: «Тот, Чьим совершенствам нет числа и предела».
Другое толкование: Тот, кто сотворил все вещи в мире, проявив в предвечности Волю и Знание обо всем, а затем скрыл суть вещей от Своих рабов и сделал их умы неспособными понять все Его Величие и Совершенство.
Абу Яхья