Толкование имен Всевышнего Аллаха (14)
За основу толкования взята книга «Аль-Иʼтикад» имама аль-Байхакы. Дополнения из «Шарх аль-Асма аль-Хусна» имама ас-Сануси, «Аль-Максид аль-асма» имама Ахмада Заррука и других авторитетных источников.
81. المنتقم
Аль-Мунтакым
Тот, Кто одерживает верх над Своими врагами и наказывает их за ослушание.
Другое толкование: Тот, Кто губит их (Своих врагов).
Ас-Сануси: «Аллах строго спрашивает после предупреждения (и отсрочки для покаяния до конца земной жизни) и сурово наказывает, кого пожелает».
Ахмад Заррук: «Кто осознал, что Аллах – Аль-Мунтакым, будет бояться его наказания и не будет мстить Его рабам и жить в неповиновении Господу».
82. العفوّ
Аль-ʼАфу
Имя образовано от слова «ʼафв» в форме усиления значения. Одно из значений «ʼафв» – стирать (помимо самого распространенного – прощать), то есть значение имени – Прощающий грехи.
Другое толкование – Одаривающий милостями.
Ас-Сануси: «Аллах – Тот, Кто по своей Милости и Щедрости откладывает наказание раба за его преступления и за явную несправедливость до тех пор, пока даже их след не сотрется».
Примечание: имам ас-Сануси, рахимахуллах, объясняет связь между двумя значениями слова «ʼафв»: стиранием и прощением.
83. الرؤوف
Ар-Рауф
То же, что и Милостивый (Ар-Рахим). Образовано от слова «раъфа», что значит «огромная милость». И «Милость» в отношении Аллаха – это Его Воля (Аль-Ирада), направленная на одаривание благами тех из Его рабов, кого Он пожелает. Таким образом, значение имени относится к смыслам атрибута Аллаха Воля (Аль-Ирада).
84. مالك الملك
Значение имени: Обладатель власти – вся власть у Аллаха, и Он дает ее, кому пожелает.
Другое толкование: Царь царей.
Третье толкование: Тот, у Кого будет Власть в день, когда никто не сможет претендовать на власть.
Ас-Сануси: «Аллах – Властелин всех творений. Он распоряжается ими полностью, и Его власть не может быть ограничена ни с точки зрения разума, ни согласно Шариату».
85. ذو الجلال والإكرام
Зуль-Джаляли валь-Икрам
Аллах – Тот, Кто заслуживает возвеличивания и почтения. Тот, кого нельзя отрицать. В таком случае это атрибут Сущности Аллаха.
Также возможно истолковать «аль-икрам» как оказание Аллахом почестей верующим: прощение их грехов в этой жизни и Рай – в вечной. В таком случае это атрибут действий Аллаха.
Ахмад Заррук: «Тот, Кто обладает абсолютным Величием и абсолютной Щедростью».
Абу Яхья