Толкование имен Всевышнего Аллаха (11)
За основу толкования взята книга «Аль-Иʼтикад» имама аль-Байхакы. Дополнения из «Шарх аль-Асма аль-Хусна» имама ас-Сануси, «Аль-Максид аль-асма» имама Ахмада Заррука и других авторитетных источников.
63. الحي
Аль-Хайй
Тот, Кто не переставал существовать и быть Живым. И Жизнь — это атрибут, которым описана Его Сущность.
Ас-Сануси: «Живой, Который не умирает, не спит, не печалится и не болеет. И Его Жизнь не связана с душой, телом, (поддержанием жизни) через еду и питье, лекарства и т. п.».
Ахмад Заррук: «Если человек осознает, что Аллах — Живой и Бессмертный, он не будет полагаться ни в чем на смертных».
64. القيوم
Аль-Кайюм
Тот, Кто существует всегда и не перестает существовать. В этом значении имя относится к смыслам Его атрибута Бесконечность (Аль-Бака).
Другое толкование: Тот, Кто ведает обо всем в мире и управляет всем, что происходит в мире. В этом значении имя относится к атрибутам действия.
Ас-Сануси: «Самодостаточный (Аль-Каиму би нафсихи). Тот, Кто ни в ком и ни в чем не нуждается, а все остальное нуждается в Нем».
65. الواجد
Аль-Ваджид
Тот, Кто ни в чем не нуждается. Образовано от слова «вуджд», что значит «богатство, самодостаточность».
Ас-Сануси: «Тот, Кто не нуждается в творениях, а все великое множество творений находится во власти Его Могущества и Воли, и все познаваемое — во власти его Знания и Речи, и все существующее раскрывается Его Зрением и Слухом».
66. الماجد
Аль-Маджид
То же, что Аль-Маджид: Величественный.
Ас-Сануси: «Разница в том, что в форме имени Аль-Маджид заключено усиление значения».
67. الواحد
Аль-Вахид
Единственный, Тот, у Кого нет сотоварища.
Другое толкование: Тот, у Кого нет подобного, похожего на Него.
Ас-Сануси: «Тот, Кто не состоит из частей и превыше того, чтобы иметь качества тел».
Ахмад Заррук: «Единственный в Своей Сущности, атрибутах и действиях. Единственный в Сущности значит, что Аллах не состоит из частей и не занимает место. Единственный в атрибутах: нет ничего подобного Ему, и Аллах никому и ничему не подобен. Единственный в действиях: нет у Него соучастника и подобного Ему (в действиях)».
68. الصمد
Ас-Сомад
Это значит: Господь, к Которому прибегают во всех делах и обращаются со всеми своими нуждами.
Другое толкование: Вечный, Бесконечный (Аль-Бакы), Который никогда не исчезнет. И это атрибут, которым описана Сущность.
69. القادر
Аль-Кадир
Обладатель всеобъемлющего Могущества (Аль-Кудра). И Могущество — одно из Его сущностных качеств.
Ахмад Заррук: «Аль-Кадир — Тот, Кто действует без подготовки, орудия и посредника. И Его никогда не охватывает бессилие и неспособность выполнить то, что Он пожелал».
Ас-Сануси: «Без подготовки и посредника Он творит и уничтожает».
70. المقتدر
Аль-Муктадир
Обладатель беспредельного Могущества (Аль-Кудра), Которому ничто не может воспрепятствовать.
Ас-Сануси: ««Аль-Муктадир» — синоним «Аль-Кадир», только в форме имени «Аль-Муктадир» — усиление значения».
Другое толкование: «Аль-Муктадир» имеет более узкое значение — Тот, Кто действует через установленные им причины, через ангелов, например, хотя сами эти причины не имеют никакого влияния на вещи.
Абу Яхья