Наш мир устроен так, что если мы хотим добиться какой-то цели, мы должны использовать средства, которые Всевышний Аллах даровал нам. Ученые называют сотворенный мир «даруль-асбаб» — место причинно-следственных связей, где мы можем использовать средства, предоставленные нам и наоборот, избегать каких-то действий, если мы хотим уберечь себя от болезни или иной опасности. Нам следует полагаться на Аллаха, но используя разум и необходимые средства, как сказано об этом в хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).
Анас ибн Малик (радыАллаху анху) передает, что однажды Пророк (мир ему и благословение) заметил, что какой-то бедуин, приехав на общую молитву, не привязал своего верблюда, а оставил его на свободе. Он спросил бедуина: «Почему ты не привязываешь верблюда?». Тот ответил: «Я уповаю на Аллаха». Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал ему: «Привяжи верблюда и тогда полагайся на Аллаха». (Тирмизи).
Вера в то, что лишь Аллах может удовлетворить наши нужды и потребности, не означает, что нам не нужно теперь ничего делать для достижений этих целей. Мы должны по-прежнему исполнять все, что входит в наши обязанности или принимая необходимые меры предосторожности. Без этого мы не можем рассчитывать на помощь Аллаха – если не прибегаем к сотворенным Им средствам.
Аллах говорит в Коране:
«И человеку (воздастся) лишь (за) то (как доброе, так и плохое), что он приобрёл, проявляя усердие…» (53,39).
Использовать какие-то средства или принимать меры предосторожности не противоречит таваккулю (упованию на Аллаха). Пророк (мир ему и благословение) прятался в пещере во время хиджры, он велел сподвижникам совершать хиджру небольшими группами, во время сражения он надевал кольчугу поверх одежды и т.д.
В то же время следует помнить, что «привязать верблюда» — это только средство. Мы не должны зависеть от внешних средств и не думать, что они сами по себе – источник помощи или защиты. Источник всякого блага и добра – лишь Сам Аллах, лишь по Его воле средства, которые мы используем, принесут необходимый результат.
Например, если ты хочешь получить пропитание, тебе следует устроиться на работу и добросовестно ее исполнять. Однако, не следует думать, что сама работа или твой начальник – источник пропитания. Также если ты болеешь, ты обращаешься к врачам и лекарствам, но врач и лекарства не исцеляют тебя сами по себе, они – лишь средства для исцеления от болезни.
Ибн Аббас (радыАллаху анху) передает, что однажды он ехал позади Посланника Аллаха (мир ему и благословение), и Пророк сказал ему:
«Если ты будешь помнить Аллаха, Он будет помнит о тебе, и, если ты помнишь об Аллахе, ты увидишь Его (помощь) перед собой. Когда ты просишь чего-то, проси Аллаха, а если ты ищешь помощи, ищи помощи у Аллаха. Знай, что, если люди объединятся, чтобы сделать тебе какое-то благо, они могут принести тебе пользу только в том, что Аллах предопределил для тебя, и, если они объединятся, чтобы причинить тебе какой-то вред, они могут навредить тебе только в той мере, что Аллах предписал тебе. Перья уже подняты, и страницы высохли». (Ахмад и Тирмизи).
Аллах сказал:
«И Он даст ему [человеку] пропитание, откуда он и не рассчитывает. И кто полагается на Аллаха, то для того Он достаточен. (Ведь) поистине Аллах доводит Свое дело (до конца). (И) уже установил Аллах для каждой вещи меру». (65, 3).
Весь секрет в балансе. Мы должны быть осторожны, чтобы, используя определенные средства, не забыть про таваккуль (надежду на Аллаха и обращение к Нему). Мы должны быть осторожными, чтобы не впасть в беспечность, обманываясь видимыми вещами, забывая, что видимое — это только средство, а не источник.
Источник: Jamiatul Ulama