Сохрани свой иман! - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Сохрани свой иман!

«Они клянутся Аллахом, что ничего не говорили, а ведь они произнесли слово неверия и стали неверующими после того, как обратились в Ислам» (9, 74)

«Если ты их спросишь, они непременно скажут: «Мы только болтали и забавлялись». Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником?»» (9, 65)

В этой статье с дозволения Аллаха хотелось бы затронуть очень важный вопрос, а именно, вопрос вероотступничества: что может сделать человека отступником от религии и лишить его имана. К сожалению, из-за нашего общего невежества в среде российских (и не только) мусульман есть распространенное заблуждение, что стать отступником от Ислама человек может лишь по собственному желанию (если он, к примеру, пойдет креститься в церковь). А пока он считает себя мусульманином, что бы он ни говорил, ни делал и каких бы взглядов не придерживался, он остается в Исламе. К сожалению, это не так – об этом мы и поговорим дальше.

Вот яркий пример такого невежества. На одном из известных российских исламских сайтов задали вопрос:

«Регистрируясь на одном сайте знакомств, на вопрос «Ваше вероисповедание?» мой муж выбрал «не верю в Бога», хотя мой муж — мусульманин. Он объясняет это по-разному. Говорит, что все равно сайт несерьезный, он даже имя свое реальное не дал. Мой вопрос: является ли это куфром?»

Ответ известного российского имама:

«Безбожником (кяфиром) он не стал, если не собирался таковым становиться».

Сложно найти более опасное заблуждение в нашей религии, чем это. Выход из Ислама влечет за собой много серьезных последствий уже в этой жизни – брак вероотступника распадается (согласно ханафитскому мазхабу – сразу же, как только он скажет или сделает что-то, что выводит его из религии). Если он не покается и заново не заключит никях со своим супругом (супругой), все дети, которые родятся в таком союзе, будут незаконнорожденными (а согласно шариату, отец не имеет права на незаконных детей и отцом им в правовом смысле не является).

А самое страшное последствие такого поступка – это то, что человек может умереть вне Ислама и попасть навечно в Ад, да убережет нас Аллах от этого. И вина, во многом, будет лежать на этих современных «алимах», которые, желая якобы облегчить Ислам для современных людей, вымостили им дорогу своими «фетвами» прямо в Ад!

В отношении такфира в наши дни существует две крайности. Первая группа – это люди, которые обвиняют мусульман за в неверии глобально: целые группы, страны, государства, мазхабы и т. д. Эти невежественные люди исходят из сектантского правила: «Кто мне противоречит, тот кяфир».

Другие вовсе закрыли глаза на вопросы такфира и вероотступничества, как будто в Исламе вообще этого нет, хотя в любой серьезной книге по фикху уделяют этому внимание. И, как следствие этого подхода, никто не учит, какие слова нельзя мусульманину произносить, какие действия нельзя совершать, что нельзя исповедовать.

На самом деле все ученые Ислама единогласно (http://darulfikr.ru/story/fiqh/three_types_of_riddah) считают, что вероотступничество (ридда по-арабски) бывает трех видов: куфр в убеждениях, куфр в словах и куфр в действиях. Дальше мы разберем каждый этот вид более подробно.

1. Куфр в словах. Когда человек произносит слова, смысл которых однозначно указывает на неверие. Например: «Я не верю в Бога», «я атеист (христианин, буддист), а не мусульманин». Очень важно иметь в виду, что нет разницы – скажет человек эти слова всерьез, с серьезным убеждением в их правильности, или просто в виде шутки, или находясь в расстройства или гневе.

Исключение делается лишь в случае, если человека вынудили произнести такие слова силой, под угрозой физической расправы. Ученые Ислама говорят, что такие слова являются неверием (даже если были сказаны в шутку), поскольку сказавший их человек проявляет пренебрежительное отношение к Аллаху и к самой религии.

Так что мусульманам следует внимательно следить за своей речью, Пророк Аллаха () однажды сказал:

«Поистине, человек может сказать всего одно слово, не видя в нём ничего плохого, а именно за него он будет брошен в Огонь на расстояние семидесяти лет пути» (Передал Ахмад).

Чего еще следует остерегаться мусульманам в своей речи:

• К примеру, следует остерегаться распространенных среди немусульман фраз: «Бог любит Троицу», «Когда кажется, креститься надо», «Бог терпел и нам велел», «Как у Бога за пазухой» и тому подобных, где упоминаются какие-то религиозные представления или действия немусульман.

• Также запрещено критиковать пророков (мир им всем), рассказывать про них какие-то анекдоты или шутки (принятые среди неверующих), говорить о них с иронией.

• Надо стараться следить за своими словами даже в моменты несчастья: «Если мой близкий человек умрет, я не буду больше верующим», «если люди так болеют и мучаются, значит, Бога нет» — это тоже отступничество от религии.

2. Действия куфра. Это действия, которые заключают в себе унижение и издевательство над всем, что однозначно относится к религии, например, бросание Корана или книг по Исламу в мусор или грязное место. Это выводит человека из Ислама, если даже он совершал эти действия без желания унизить Коран или Ислам в целом. Единственно, условием для его неверия будет, что он знал, что именно выкидывает (а не сделал это случайно или по ошибке), и чтобы он делал это добровольно. Это является неверием, потому что само данное действие – это уже унижение Ислама, даже если человек этот смысл не вкладывает.

Также будет считаться куфром, если человек даже в шутку примет участие в обрядах другой религии (перекрестится, поставит свечку перед иконой), принимать участие в религиозных праздниках немусульман. И уж совсем недопустимо поступать, как делают некоторые невежественные мусульмане, когда считают, что люди, почитаемые в христианстве как святые, действительно могут им чем-то помочь, ходят просить у них помощи в церковь и тому подобное.

3. Куфр в убеждениях. Например, человек исповедует, что Аллаха когда-то не было, или что Аллах не все знает и может ошибаться, или что у Аллаха может быть сын и т. д.
Если человек в это верит, то он уже не считается мусульманином, даже если он эти убеждения не проговаривает и даже если он считает сам себя мусульманином.
Примечание: Если человек считает, что у Всевышнего есть тело и органы такие же, как у человека, он впадает в куфр. Если же он утверждает, что Всевышний имеет какое-то «неподобное» человеку тело и органы, хотя это и является большим грехом и заблуждением, это не куфр.

******
Также очень опасны для имана следующие слова и убеждения:

• Недопустимо пренебрежительное отношение к тому, что является частью религии Аллаха, над каким-либо столпом Ислама, к примеру, осуждать или высмеивать женщин, носящих исламскую одежду (считая ее чем-то устаревшим и несовременным), смеяться над теми, кто совершает намаз или держит пост в Рамадан.

• Запрещено выказывать неуважение к Сунне Пророка (), например, издеваться над кем-то, кто пользуется мисваком, отпускает бороду или носит длинную одежду, как это делал Пророк ().

• Человек впадает в неверие, если называет разрешенным запретные в Исламе вещи, даже в шутку, произнося, например такие распространенные среди немусульман фразы:  выпить по этому поводу Сам Бог велел» (или «сейчас не грех и выпить»). Нельзя считать необязательным, к примеру, совершение намаза или ношение хиджаба. Человек может быть верующим грешником, но считать, что в твоем грехе нет ничего предосудительного и запретного, нельзя.

• Запрещено проявлять довольство тем, что кто-то является немусульманином, к примеру, считать предателями людей, приходящих в Ислам из других религий, или советовать знакомым христианам пойти в церковь, совершить какой-то религиозный обряд.

• Нельзя проявлять довольство какими-то установлениями других религий, которые противоречат Исламу: «хорошо христианам, им пять раз в день намаз совершать не нужно», «им в жаркую погоду закрытую одежду носить не приходится», «не был бы я мусульманином, тоже сейчас пошел бы развлекся, выпил, с девушками бы погулял».

******
******
Однако надо знать и те слова и действия, которые не являются куфром:

• Совершение больших грехов (распитие спиртного, оставление намаза, прелюбодеяние). Неверием это будет лишь тогда, если человек будет считать это дозволенным действием. Более того, оставление намаза, при условии, что человек знает, что совершает грех, не выводит из Ислама, а вот если человек будет совершать намаз, но будет считать, что это не обязанность верующего, а лишь некая традиция, это тоже будет куфр.

• Случайные оговорки – если человек, к примеру, хотел сказать «я мусульманин» а вместо этого сказал – «я не мусульманин». Особенно, если человек произносит эти слова на каком-то языке, который для него не родной, и он его плохо знает.

• Случайные мысли и дурные наущения, появляющиеся в виде каких-то случайных мыслей, не считаются сомнениями в вере, это могут быть наущения от шайтана. Но человек должен сразу же постараться выбросить их из головы и возненавидеть их, а не принимать их всерьез и не начинать размышлять над ними.

• Произнесение выражений, которые в каком-то языке имеют иносказательный смысл и их можно истолковать иначе. К примеру, выражение «Богом забытое место» не означает неверия, поскольку слово «забывать» может иметь значение «оставить», «покинуть», «лишить внимания».

Эпитет «Милосердный» по отношению ко Всевышнему вовсе не означает, что мы буквально считаем, что у Него есть сердце, это идиоматическое выражение, означающее доброту или милость.

Выражения типа «божественно красиво» или «божественно вкусно», «он делает что-то (играет в футбол, поет) как бог» также неверием не будут.

Отдельно хочется поговорить о следующем опасном убеждении:

В наше время очень распространен такой «религиозный плюрализм», когда люди исповедуют примерно следующее:

«Бог один, а пути к Нему могут быть разные»,

«Я мусульманин, потому что мои предки были мусульмане (или так сложились обстоятельства), но другой человек может выбрать другую религию и тоже быть правым».

Иными словами, такие люди считают, что Истина относительна, что каждому народу досталась своя религия и, несмотря на внешние различия, все они по-своему верны и угодны Богу. Подобные идеи — это ложь и опаснейшее заблуждение.

Особенно это распространено среди невежественных этнических мусульман или новообращенных, у которых есть родные или соседи христиане, таким людям тяжело думать, что их родные и знакомые могут оказаться навечно в Аду, и они пытаются найти для них какие-то лазейки: «Христиане ведь люди Писания», «христианство и иудаизм – тоже монотеистические религии», «они тоже верят в Бога, только по-своему».

Да, христиане и иудеи – люди Писания, однако в Коране четко сказано, что:

إِنَّ ٱلدِّينَ عِندَ ٱللَّهِ ٱلْإِسْلَـٰم

«Воистину, религия перед Аллахом — Ислам» (сура 3 «Али Имран», аят 19).

Для того чтобы быть верующим, мало просто говорить: «Бог есть», или: «Я верю в Бога».

Человек является истинно верующим лишь тогда, когда имеет правильное представление о Боге, когда описывает Всевышнего Аллаха только тем, что Его достойно, отрицает в отношении Него какие бы то ни было недостатки (к примеру, такие, как учение о троице, что у Всевышнего может быть сын, что Он воплотился в человека – как верят христиане). Такое совершенное учение о Всевышнем можно найти только в Исламе.

В Благородном Коране есть множество аятов о том, что Ислам — это единственный верный путь, например:

وَمَن يَبْتَغِ غَيْرَ ٱلْإِسْلَـٰمِ دِينًۭا فَلَن يُقْبَلَ مِنْهُ وَهُوَ فِى ٱلَاَخِرَةِ مِنَ ٱلْخَـٰسِرِينَ

«Кто придерживается какой-то другой религии, кроме Ислама, его религия не будет принята, и он в Судный день будет из тех, кто нанес урон самому себе» (сура 3 «Али Имран», аят 85).

«Поистине, те, которые стали неверующими из числа людей Писания и многобожников, (в итоге окажутся) в огне Геенны [Ада], – вечно пребывая там. Они – худшие творения (98, 6).

Пророк Аллаха (мир ему и благословение) также говорит об этом:

«Клянусь Тем, в чьей длани моя душа, любой иудей или христианин, кто услышит обо мне из этой уммы, затем умрет, не уверовав в то, с чем я был послан, то будет из обитателей огня!» (Передал Муслим).

Имам ан-Навави (631-676 х/1233-1277 м), да смилуется над ним Аллах, говорит: «Что касается этого хадиса, то в нем содержится аннулирование всех религий посланием нашего Пророка ()».

Кади Ийяд (476-544 х /1083-1149 м), да смилуется над ним Аллах, в своей книге «аш-Шифа» говорит: «Поэтому мы считаем кафирами тех, кто исповедует немусульманскую религию».

Тому, кто отступил от Ислама, необходимо покаяться и снова принять Ислам, произнеся два свидетельства. Если человек недавно принял религию и еще не успел изучить ее основ или живет в местности, где нет мусульман, которые могут рассказать ему об основных положениях Ислама, его невежество простительно.

Человек, который недавно принял Ислам, стоит в начале нового для себя пути, поэтому следует воздерживаться от категоричных суждений и терпеливо получать знания, которые помогут видеть окружающий мир через призму Ислама. Из-за невежества можно осудить или осмеять поступок, который является желательным в Исламе, или же принять предписание Шариата за бессмысленную традицию какого-то народа. Будьте терпеливы и не делайте поспешных выводов.

1029

Последние статьи
21.04.2017
Подробнее
17.04.2017
Подробнее
Подробнее
© 2016 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.