Судьба и ее тайны (2) - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Судьба и ее тайны (2)

Выбор человека — согласие и отрицание, совершение благих поступков или дурных  — является реализацией  им   «джузи ирада», частичной воли в границах пространства повиновения Аллаху. «Кулли ирада» — вся воля принадлежит    только  Аллаху. Поэтому для раба невозможна полная свобода . Рождение и смерть, продолжительность жизни, национальность, пол, способности – это дается человеку независимо от него , по божественному предопределению. И человек не несет ответственности за качества, данные ему от пророды.

Истинный Творец наделяет человека ответственностью в соответствии с данными ему способностями  и возможностями. А поэтому то, что происходит и имеет место вне воли человека, не делает его ответственным за это, так же, как и не гарантирует ему какой-либо  награды.  Ведь тот, кто нарушит пост по забывчивости, съев что-нибудь, не перестает считаться постящимся и не понесет наказания.

Всевышний Творец говорит в священном аяте:

«Аллах спрашивает с каждого только в меру его возможностей…» (Аль-Бакара 2/286). Он не возлагает на человека то, что ему не под силу.

Но Он спросит с каждого меру того, чем он был наделен. Таким образом, человек, обладающий способностями и возможностями, чтобы действовать, ссылаясь на судьбу и отказываясь от действий, проявляет глупость и невежество.

Всевышний  Аллах, вложивший в природу  души такие свойства  как распущенность и богобоязненность, пожелал испытать человека ,чтобы он мог  следовать тому или другому, оставляя право  выбора за ним . То есть, в определенных границах рабу  в этой земной жизни представляется воля. Так же как ребенок, получивший от родителей деньги на карманные расходы, волен потратить их на благое или дурное. И от этого зависит ,что ожидает человека в жизни вечной –счастье или погибель.

Ничто  во вселенной не происходит без Воли  на то Аллаха, даже лист не шелохнется на дереве. Несмотря на то ,что Воля Аллаха проявляется  во всем, довольство Его –лишь в благом. Так же, как учитель желает, чтобы его ученик достиг успехов и перешел в следующий класс. Ну а если ученик просто не трудится, то учитель ничего не сможет  сделать . Можно привести  в пример  и доктора, являющегося  причиной  исцеления больного. Но если пациент не принимает лекарства, прописанные врачом, то  во всех возможных неблагоприятных  последствиях этого будет виноват сам. И никто не сможет  приписывать  злой умысел этому доктору.

Поэтому тот, кто, встав на путь греховности, заявляет: «Что поделаешь, так мне предписано!», лишь пытается оправдать  свою беспечность. Ведь Всевышний Аллах предоставляет возможность совершать намаз тому , кто желает совершать его,  и создает множество причин для того, кто не желает его совершать. Поэтому, если человек  во всем ссылается на судьбу, он грешит против истины .

В священных аятах  Всевышний Аллах говорит:

«Воистину, Аллах ни к кому ни в чем  ни на йоту не явит произвола» (Ан-Ниса, 4/40).

«Любое бедствие постигает вас лишь за то, что вершили вы сами . Но Он простит (вам) многое» (Аш-Шура 42/30).

Мавляна Джалаледдин Руми (рахматуллахи алейхи) так сказал о том, что несмотря на относительность и ограниченность воли человека, он не сможет списывать все на судьбу:

«Если тебе в ногу вонзится колючка, знай ,что в этом твоя вина! Если ты облачишься в мягкие, изящные одежды ,то ведь ты и есть тот, кто заказал сшить их!»

Глаз видит, а ухо слышит  лишь до определенных пределов . Увидеть или услышать что –либо на расстоянии, превышающем предельное, невозможно.  Также и человеку не дано  понять , что такое кадар –судьба, предопределение, и када –исполнение  предопределения. Ведь мы постигаем происходящее через причинно-следственные связи . И ту мудрость ,что скрыта за ними, в большинстве случаев постичь не можем.

Когда у досточтимого Али (радыйаллаху анху)  спросили о том, что такое «кадар» и «када», он ответил :

«Эта тема глубока как бездонное море!»

Но были те, кто пытался переплыть это море, среди них «джабариты», отрицающие какую-либо волю или участие раба во всем происходящем, или «кадариты», приписывающие полную волю участнику и свидетелю события. И те, и другие, в конце концов, тонут в пучине моря .

Поэтому не определив границ, где заканчиваются возможности, воля, а главное — ответственность человека, мы не застрахованы от ошибок. Нельзя считать раба творцом всех деяний и событий, слишком преувеличивая свободу  его воли и выбора, также неверным будет отрицать ту относительную волю, которой наделен человек, превращая его в бездушный автомат; все это противоречит основам религии. Верным будет воспринимать человека как творение Всевышнего Аллаха, наделенного Им свободой  выбора и воли.

В этом вопросе разум и воображение оказываются бессильными, но вверив себя Воле Аллаха, возможно получить некоторое знание через духовный мир, однако раскрыть тайну предопределения судьбы по-прежнему остается невозможным. Познать же это, зная границы и не переходя черту дозволенного, под силу только совершенному рабу.

Продолжение следует…

 Перевела с турецкого Аиша Хумейра

167

Последние статьи
21.04.2017
Подробнее
17.04.2017
Подробнее
Подробнее
© 2013 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.