Шестнадцатый малый признак
Распространение ростовщичества (риба)
Ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Перед Судным днем [массово] распространится ростовщичество (риба)» (ат-Табарани).
Также от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, [передается,] что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Придут времена, когда людей не будет волновать, откуда они берут деньги: из дозволенного или из запретного» (Бухари).
Нет никаких сомнений в том, что эти времена настали!
За последние 30-40 лет банковская система, основанная на ростовщичестве, полностью охватила все сферы финансовой деятельности человечества. Банки и финансовые корпорации уже давно намного могущественнее, чем руководители и официальные лидеры самых влиятельных стран, и обладают большей полнотой власти.
Любой крупный город увешан рекламой, призывающей брать «дешевые кредиты», которые призваны якобы улучшить жизнь людей. И для западных стран для многих поколений стало нормой тратить намного больше, чем они зарабатывают, не задумываясь, как такое вообще возможно.
Кредиты становятся уже нормой и для мусульманского общества СНГ. Мусульмане начинают сами давать друг другу деньги в долг под проценты. В этом и ужас происходящего: один из самых страшных грехов становится нормой для многих мусульман.
Ростовщичество – это не просто грех, которые вредит душе человека и разрушает его нравственность, но это социальный порок, уничтожающий хорошие отношения между людьми. Это настоящая эксплуатация и порабощение одного человека другим человеком.
Один человек, одолжив деньги другому человеку, обязательно должен получить долг обратно с процентами, вне зависимости от того, сможет взявший кредит получить прибыль или нет, удачный будет у него бизнес или нет. Ничто из этого не имеет значения. Надо понимать, что при такой системе богатый всегда будет богатеть, а бедный всегда будет оставаться бедным.
Мусульманские богословы вместе с бизнесменами уже много лет создают альтернативу в виде «исламского банкинга». Сам этот концепт также крайне неоднозначен и подвергается активной критике.
Ключевая проблема, безусловно, сводится к тому, что без шариатских мер принуждения исламский банкинг всегда будет в той или иной степени садака для одной из сторон. И поэтому очень часто не исполняются необходимые условия и нарушаются шариатские требования к договорам, будь то мушарака, мудараба или другие контракты. Банки злоупотребляют всем этим, пытаясь минимизировать свои риски и перекладывая финансовые затраты на плечи своих клиентов.
Многие исламские факихи наших дней понимают это. Например, в полной мере осознает все проблемы муфтий Таки Усмани. Но также ученые понимают и то, что если эти институты вообще оставить без наставления и не пытаться их исправить, то дела станут еще хуже.
Абу Али аль-Ашари