Что нужно делать с найденными чужими вещами согласно шариату? - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Что нужно делать с найденными чужими вещами согласно шариату?

Вопрос:

Как мусульманин должен поступить, если он нашел на улице (или еще в каком-то месте) деньги или иные вещи (ключи, часы, телефон, ювелирные изделия и тому подобное?

Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Если человек нашел на дороге, улице или в публичном месте какую-то вещь, ему запрещено брать ее, чтобы оставить себе. Подобным образом, если у него дома были гости, и после ухода гостей он обнаружил, что кто-то оставил у него свои вещи, ему запрещено оставлять это имущество себе. Если человек поднимает потерянную вещь, он должен делать это с намерением найти ее владельца и вернуть ему его имущество.

Если человек находит чью-то вещь и оставляет ее там, где нашел, не трогая ее, на нем не будет греха. Однако, если есть опасность, что если он не возьмет ее, кто-то другой может забрать ее и присвоить, на нем лежит обязанность (ваджиб) поднять эту вещь и отдать владельцу.

Как только человек дотрагивается до потерянной вещи, он становится ответственным за поиск ее хозяина. Если он поднимает эту вещь и возвращает обратно на то же место, где он нашел ее, или забирает ее с того места, не пытаясь найти ее хозяина, на нем будет грех, независимо от того, нашел он эту вещь в безопасном месте (где нет опасности, что кто-то другой заберет ее) или он нашел ее там, где ее может взять кто-то еще. Иными словами, как только человек трогает или берет в руки чужое имущество, он уже не может положить его обратно на то же место, он отвечает на него и должен найти его владельца.

Как только человек находит чужое имущество, он должен приложить все усилия, чтобы найти его хозяина (он может развесить объявления во всех общественных местах, сделать объявление устно, обратиться в СМИ и т.д.). В объявлении должно быть указано, что он нашел такой-то предмет в таком-то месте, чтобы хозяин мог забрать его. Однако не следует подробно описывать, какую вещь он нашел, чтобы этим не воспользовались нечестные люди. Он может дать общее описание: к примеру, сказать, что он нашел кошелек, ювелирное изделие, телефон. Если какой-то человек будет утверждать, что это его имущество, он будет должен четко описать свою вещь, чтобы можно быть проверить, действительно ли он хозяин этой вещи.

Если человек активно занимается поисками хозяина имущества, но не находит владельца, и нет надежды, что он найдется, то ему следует отдать это имущество на благотворительные цели. Если он беден, он может забрать эту вещь себе. Если после того, как человек отдаст потерянное имущество на благотворительность, но вдруг объявится ее владелец, нужно будет дать ему компенсацию за потерянную вещь. Если владелец удовлетворится тем, что его имущество отдали на благотворительные цели, ему будет за это награда иншаАллах (1).

А Аллах знает лучше.

Аршад Али, студент Даруль-Ифтаа, Тринидад,

Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи

______________________

[1] Бехишти Зевар (Райские узоры)

 

المحيط البرهاني في الفقه النعماني (5/ 433)

يجب أن يعلم بأن التقاط اللقطة على نوعين: نوع من ذلك يفترض وهو ما إذا خاف ضياعها، ونوع من ذلك لا يفترض وهو ما إذا لم يخف ضياعها ذلك ينافي أخذها، أجمع عليه العلماء، فاختلفوا فيما بينهم أن الترك أفضل أو الرفع، ظاهر مذهب أصحابنا أن الرفع أفضل؛ لأنه لو لم يرفع هو ربما تصل إليها يد خائنة، وبعض المتقدمين قالوا: الترك أفضل؛ لأن صاحبها يطلبها في المكان الذي سقطت منه، فإذا تركها وصل إليها يد المالك، ومن العلماء من قال: إن كان….. …. يأمن على نفسه الخيانة، فالرفع أفضل، وإن كان فاسقاً لا يأمن على نفسه الخيانة فالترك أفضل، ثم ما يجده الرجل……… …. أن صاحبه لا يطلبه كالنورة في مواضع مختلفة، وكقشور الرمان في مواضع متفرقة، وفي هذا الوجه له أن يأخذها وينتفع بها……………. وجدها في يده بعدما جمعها، فله أن يأخذها، ولا يصير ملكاً للآخذ، هكذا ذكر شيخ الإسلام خواهر زاده، وشمس الأئمة السرخسي في شرح كتاب اللقطة وهكذا ذكر القدوري في «شرحه» في المسائل المنثورة من «كتاب الحظر» والإباحة

الفتاوى الهندية — ط. دار الفكر (2/ 289)

كِتَابُ اللُّقَطَةِ هِيَ مَالٌ يُوجَدُ في الطَّرِيقِ وَلَا يُعْرَفُ له مَالِكٌ بِعَيْنِهِ كَذَا في الْكَافِي الْتِقَاطُ اللُّقَطَةِ على نَوْعَيْنِ نَوْعٌ من ذلك يُفْتَرَضُ وهو ما إذَا خَافَ ضَيَاعَهَا وَنَوْعٌ من ذلك لَا يُفْتَرَضُ وهو ما إذَا لم يَخَفْ ضَيَاعَهَا وَلَكِنْ يُبَاحُ أَخْذُهَا أَجْمَعَ عليه الْعُلَمَاءُ وَاخْتَلَفُوا فِيمَا بَيْنَهُمْ أَنَّ التَّرْكَ أَفْضَلُ أو الرَّفْعَ ظَاهِرُ مَذْهَبِ أَصْحَابِنَا رَحِمَهُمْ اللَّهُ تَعَالَى أَنَّ الرَّفْعَ أَفْضَلُ كَذَا في الْمُحِيطِ سَوَاءٌ كانت اللُّقَطَةُ دَرَاهِمَ أو دَنَانِيرَ أو عُرُوضًا أو شَاةً أو حِمَارًا أو بَغْلًا أو فَرَسًا أو إبِلًا وَهَذَا إذَا كان في الصَّحْرَاءِ فَإِنْ كان في الْقَرْيَةِ فَتَرْكُ الدَّابَّةِ أَفْضَلُ وإذا رَفَعَ اللُّقْطَةَ يُعَرِّفُهَا فيقول الْتَقَطْتُ لُقَطَةً أو وَجَدْتُ ضَالَّةً أو عِنْدِي شَيْءٌ فَمَنْ سَمِعْتُمُوهُ يَطْلُبُ دُلُّوهُ عَلَيَّ كَذَا في فَتَاوَى قَاضِي خَانْ وَيُعَرِّفُ الْمُلْتَقِطُ اللُّقَطَةَ في الْأَسْوَاقِ وَالشَّوَارِعِ مُدَّةً يَغْلِبُ على ظَنِّهِ أَنَّ صَاحِبَهَا لَا يَطْلُبُهَا بَعْدَ ذلك هو الصَّحِيحُ كَذَا في مَجْمَعِ الْبَحْرَيْنِ وَلُقَطَةُ الْحِلِّ وَالْحَرَمِ سَوَاءٌ كَذَا في خِزَانَةِ الْمُفْتِينَ ثُمَّ بَعْدَ تَعْرِيفِ الْمُدَّةِ الْمَذْكُورَةِ الْمُلْتَقِطُ مُخَيَّرٌ بين أَنْ يَحْفَظَهَا حِسْبَةً وَبَيْنَ أَنْ يَتَصَدَّقَ بها فَإِنْ جاء صَاحِبُهَا فَأَمْضَى الصَّدَقَةَ يَكُونُ له ثَوَابُهَا

653

Последние статьи
15.10.2017
Подробнее
21.09.2017
Подробнее
31.08.2017
Подробнее
© 2017 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.