Девятнадцатый хадис
وعن عائشة قالت : قال رسول الله — صلى الله عليه وسلم — : أعلنوا هذا النكاح واجعلوه في المساجد واضربوا عليه بالدفوف . رواه الترمذي
От Аиши, да будет Аллах ею доволен, передается: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Возвестите о никяхе, заключайте его в мечетях и бейте в бубны»». Хадис приводит ат-Тирмизи.
В этом хадисе отражается социальная суть бракосочетания – извещение общества о создании новой семьи, о том, что два человека заключили между собой договор, после которого они стали дозволенными друг другу.
Поэтому одна из целей свадьбы (валима) – возвестить как можно большему количеству людей о заключении никяха.
Все уже поняли, о чем пойдет речь дальше. О тайных браках.
Это явление, действительно, становится массовым и распространенным: молодые люди заключают брак в тайне от своих родителей, а иногда даже и от друзей. Или, например, муж берет «вторую», в то время как «первая» об этом и не подозревает, а спустя несколько месяцев (если не лет) подруга рассказывает ей, что у ее мужа уже давно есть вторая жена.
Если говорить о действительности брака, то требуется согласие мужа взять девушку в жены, согласие ее опекуна выдать ее замуж (по шафиитскому мазхабу) и наличие двух свидетелей. В наше время стали активно практиковать мнение ханафитского мазхаба, по которому согласие опекуна не служит условием действительности брака. Да, действительно, согласие опекуна у ханафитов не будет условием действительности брака, но практикующие это мнение в упор не хотят видеть другой аспект данного вопроса: если девушка вышла замуж без согласия опекуна и ее муж не соответствует ей по статусу, то опекун может расторгнуть их брак.
Имам аль-Мусыли, рахимахуллах, в работе «Аль-Мухтар» перечислил параметры, по которым определяется соответствие статуса:
والكفاءة تعتبر في النكاح في النسب ، وفي الدين والتقوى ، وفي الصنائع ، وفي الحرية ، وفي المال ، ومن له أب في الإسلام أو الحرية لا يكافئ من له أبوان ،
«Соответствие в браке определяется по родословной, религии и богобоязненности, по профессии, свободе, имуществу. И тот, у кого один родитель в Исламе или свободен, не будет равен тому, у кого два родителя таковы».
Что касается первого пункта (родословная), то есть два вида народов: арабы и не-арабы. Среди арабов выделяют курайшитов и не-курайшитов. Все остальные народы и нации равнозначны друг другу.
Религия и богобоязненность означают, что если, например, дочь ученого или богобоязненного человека вышла таким образом замуж за грешника, то опекун может расторгнуть их брак.
Что касается имущества, то имам аль-Мусыли, рахимахуллах, определил это следующим образом:
وهو ملك المهر المعجل والنفقة في ظاهر الرواية حتى لو وجد أحدهما دون الآخر لا يكون كفؤا ; لأن بالنفقة تقوم مصالح النكاح ويدوم الازدواج فلا بد منه
«И это предоставление махра сразу и обеспечение, как передается от имамов (захир ар-ривая). И если есть одно, но нет чего-то другого, то между ними нет соответствия, потому что через обеспечение определяется польза брака и определяется союз, следовательно, это обязательно».
Так мы понимаем, что если девушка вышла замуж без согласия своих опекунов, а муж не может дать ей махр или не может обеспечивать, то ее опекун может расторгнуть брак.
Важно и следующее условие: если юноша, который принял Ислам и чьи родители не являются мусульманами, женится на девушке, оба родителя которой – мусульмане, без согласия опекуна, то ее опекун может требовать расторжения брака. Говоря проще, если неэтнический мусульманин женится на этнической, то он должен получить согласие ее опекунов, чтобы в будущем это не стало причиной разрушения их семьи.
Таким образом, если мусульманка обманулась «одним хорошим братом», который женился на ней – «согласно ханафитскому мазхабу» – тайно, и выяснилось, что он не может ее обеспечить, не выплатил ей надлежащий махр и не подходит ей по социальному статусу, то она может через своих опекунов требовать расторжения брака.
Абу Али аль-Ашари