Вопрос:
У меня был разговор с христианином, и он задал мне вопросы – почему мы считаем, что у Аллаха не может быть детей? Христиане верят, что Иисус (мир ему) взял на себя грехи мира – почему мы не разделяем эти убеждения? Какие есть доказательства пророческой миссии Мухаммада (мир ему и благословение)?
Ответ:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
Ответы на ваши вопросы даются в Коране. Одна из заблудших групп, к которым обращался Пророк (мир ему и благословение), были христиане. Поэтому в Коране в нескольких аятах опровергаются христианские убеждения:
1) Почему мусульмане отрицают возможность для Аллаха иметь сына?
وَقَالُوا اتَّخَذَ الرَّحْمَنُ وَلَدًا
لَقَدْ جِئْتُمْ شَيْئًا إِدًّا
تَكَادُ السَّمَاوَاتُ يَتَفَطَّرْنَ مِنْهُ وَتَنشَقُّ الْأَرْضُ وَتَخِرُّ الْجِبَالُ هَدًّا
أَن دَعَوْا لِلرَّحْمَنِ وَلَدًا
وَمَا يَنبَغِي لِلرَّحْمَنِ أَن يَتَّخِذَ وَلَدًا
إِن كُلُّ مَن فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ إِلَّا آتِي الرَّحْمَنِ عَبْدًا
«И сказали они [неверующие]: «Взял Себе Милостивый сына». Ведь этим [сказав это] вы совершили отвратительную вещь. Готовы небеса разрушиться от этого, и земля расколоться, горы пасть прахом [рассыпаться] оттого, что они [неверующие] приписали Милостивому сына. Не подобает Милостивому (Аллаху) брать Себе сына. Ведь каждый, кто в небесах [все ангелы] и на земле [все джинны и люди], придёт (в День Суда) к Милостивому только как рабы» (сура Марьям, 88-93)
لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ
«Он не рождал и не был рожден» (112:3).
بَدِيعُ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ أَنَّى يَكُونُ لَهُ وَلَدٌ وَلَمْ تَكُن لَّهُ صَاحِبَةٌ وَخَلَقَ كُلَّ شَيْءٍ وهُوَ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ
«Как будет у Него сын, раз не было у Него супруги и (когда) Он создал всякую вещь [всё] и (когда) (только Он) о всякой вещи [обо всём] знает!» (6, 101)
الْحَمْدُ لِلّهِ الَّذِي لَمْ يَتَّخِذْ وَلَدًا وَلَم يَكُن لَّهُ شَرِيكٌ فِي الْمُلْكِ وَلَمْ يَكُن لَّهُ وَلِيٌّ مِّنَ الذُّلَّ وَكَبِّرْهُ تَكْبِيرًا
«И скажи: «Хвала Аллаху, Который не брал Себе ребёнка [ни сына, ни дочерей], и (никогда) не было у Него сотоварища во владычестве, и не было у Него покровителя (который бы защитил Его) от унижения!» (17, 111)
Эти аяты опровергают утверждение, что у Аллаха есть сын. Рождение потомства влечет за собой физические ограничения и недостатки, а Аллах превыше любых ограничений и недостатков. Приемный сын также невозможен для Аллаха, поскольку это означало бы приписывание аналогичных (божественных) качеств или свойств этому гипотетическому сыну или приписывание Аллаху качеств слабости или нужды в ком-то (в сыне или помощнике). Аллах имеет власть над всеми творениями, поэтому Ему не присущи слабости и недостатки, и Он неподобен никому из Своих творений (1).
2) Почему мусульмане не разделяют убеждений, что Иисус (Иса), мир ему, мог умереть за грехи людей?
وَقَوْلِهِمْ إِنَّا قَتَلْنَا الْمَسِيحَ عِيسَى ابْنَ مَرْيَمَ رَسُولَ اللَّهِ وَمَا قَتَلُوهُ وَمَا صَلَبُوهُ وَلَكِنْ شُبِّهَ لَهُمْ وَإِنَّ الَّذِينَ اخْتَلَفُوا فِيهِ لَفِي شَكٍّ مِنْهُ مَا لَهُمْ بِهِ مِنْ عِلْمٍ إِلَّا اتِّبَاعَ الظَّنِّ وَمَا قَتَلُوهُ يَقِينًا (157) بَلْ رَفَعَهُ اللَّهُ إِلَيْهِ وَكَانَ اللَّهُ عَزِيزًا حَكِيمًا
«…И за их слова: «Поистине, мы убили Мессию, Иису, сына Марьям, посланника Аллаха». А (ведь) они не убили его и не распяли, но это только показалось им. [Они распяли другого, думая, что он Ииса]. И, поистине, те [люди Писания], которые разногласят об этом [об этом убийстве], – однозначно, (пребывают) в сомнении об этом. Нет у них [у людей Писания] об этом никакого знания, кроме следования за предложением. И (ведь) они не убивали его [Иису], – достоверно [действительно], нет [наоборот], Аллах вознёс его [Иису] (живым – и духом и телом) к Себе: и (поистине) Аллах – величествен (в Своём владычестве) (и) мудр (в Своих решениях и повелениях)!» (4, 157-158)
وَلَا تَزِرُ وَازِرَةٌ وِزْرَ أُخْرَى
«И не понесёт несущая ноши другой [ни на кого не будет возлагаться грех другого]» (17, 15)
Иисус (мир ему) не был убит. Он был спасен Аллахом чудесным образом и должен будет еще раз прийти на землю перед Судным днем. Даже если предположить, что он умер, все равно – никто не может взять на себя грехи других людей. Если какой-то человек должен был бы расплачиваться за чужие грехи, это было бы несправедливо. Аллах не поступает несправедливо со Своими рабами. Каждый человек сам будет отвечать за свои действия, и Аллах будет судить каждого за его деяния. В тексте Библии также сказано:
«Сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается… Посему Я буду судить каждого по делам его, говорит Господь Бог» (книга пророка Иезекииля, 18: 20, 30).
3) Какие есть доказательства пророческой миссии Мухаммада (мир ему и благословение)?
الذين يتبعون النبي الأمي الذي يجدونه مكتوبا عندهم فى التوراة والإنجيل
«Те, которые следуют за посланником, пророком, неграмотным [Мухаммадом], (описания) которого они находят записанным у них в Торе и Евангелии» (7, 157).
وما كنت تتلو من قبله من كتاب ولا تخطه بيمينك إذا لارتاب المبطلون
«И не читал ты (о, Мухаммад) до него [до ниспослания Корана] никакого писания и (таже) (никогда) не чертил его [какую-либо книгу] своей десницей [никогда не писал своей рукой]; иначе (если бы ты читал и писал) непременно пришли бы в сомнение приверженцы лжи (и сказали бы, что Коран является лишь тем, что ты читал в прежних писаниях)» (29, 48).
Существует множество свидетельств, которые подтверждают пророческую миссию Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Есть специальная область в исламских науках, посвященная доказательствам его пророчества, известная как «даля’иль нубувва” (свидетельства пророчества). Многие известные ученые писали на эту тему, как к примеру, хафиз Абу Нуайм аль-Асфахани, кади Ияд и хафиз Ибн Касир. Эти доказательства делятся на три основные категории:
Чудеса и пророчества
Пророк (мир ему и благословение) совершил множество чудес, чтобы убедить неверующих в истинности своей пророческой миссии. Эти чудеса перечислены во многих сборниках хадисов: раскол луны, из его пальцев потекла вода (когда мусульманам в походе не хватало воды для омовения), он говорил с животными, ствол пальмы заплакал от тоски по нему, количество пищи чудесным образом увеличивалось, неодушевленные предметы (камни и деревья) свидетельствовали о его пророчестве, он лечил больных и тому подобное.
Также наш Пророк (мир ему и благословение) предсказывал многие события в будущем, которые потом сбылись. К примеру, он указал места, где во время битвы при Бадре должны были погибнуть предводители курайшитов. Он предсказал одному из сподвижников, Аммару ибн Ясиру (да будет доволен им Аллах), что его убьют мятежники, и это впоследствии сбылось.
Коран
Коран является самым великим чудом Пророка (мир ему и благословение), которое мы можем видеть по сей день. Это книга сохраняется Всевышним Аллахом. Ни одна буква в нем не была изменена в течение 14 столетий. Среди мусульман было и есть множество людей, которые сохраняют его в своей памяти, несмотря на то, что он содержит в себе более 500 страниц на классическом арабском языке.
В самом Коране содержится вызов – сочинить хотя бы суру, подобную его суре, который был предложен арабам-язычникам. Однако никто из арабских поэтов, несмотря на то, что среди них были мастера красноречия и стихосложения, не смог ответить на этот вызов. Всевышний Аллах упоминает об этом в Коране:
وَإِنْ كُنْتُمْ فِي رَيْبٍ مِمَّا نَزَّلْنَا عَلَى عَبْدِنَا فَأْتُوا بِسُورَةٍ مِنْ مِثْلِهِ وَادْعُوا شُهَدَاءَكُمْ مِنْ دُونِ اللَّهِ إِنْ كُنْتُمْ صَادِقِينَ (23) فَإِنْ لَمْ تَفْعَلُوا وَلَنْ تَفْعَلُوا فَاتَّقُوا النَّارَ الَّتِي وَقُودُهَا النَّاسُ وَالْحِجَارَةُ أُعِدَّتْ لِلْكَافِرِينَ
«А если вы в сомнении относительно того [Корана], что Мы ниспослали Нашему рабу [Мухаммаду] [если вы сомневаетесь, что Коран – это Книга Аллаха], то принесите суру, из (книги) подобной этому [Корану], и позовите (на помощь) ваших свидетелей [помощников, а именно тех, которых вы считаете богами], помимо Аллаха, если вы правдивы (в своих словах и убеждениях)» (2, 23-24).
Другое чудо Корана заключается в том, что в нем предсказаны события, которые должны были произойти в будущем. К примеру, византийцам была предсказана победа над персами после поражения, и это произошло через несколько лет после ниспослания этих аятов (сура Рум, 30). Коран сообщает, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) со своими сподвижниками войдет в Запретную мечеть (в Мекке), что и сбылось через некоторое время после откровения (сура Фатх, 27).
Еще одно чудо Корана в том, что в нем с подробностями передаются истории о предыдущих пророках и их народах, и сообщается информация об устройстве мира, что не могло быть известно даже цивилизованным народам, не говоря о неграмотных арабах.
Свидетельства предыдущих Писаний
В Библии также содержатся доказательства пророческой миссии Мухаммада (мир ему и благословение).
Подробное исследование на эту тему провела обращенная в Ислам англичанка, Рукайя Масуд. Ниже приводятся отрывки из ее книги «Тайны Иисуса (мир ему)»:
«На самом деле, Ветхий и Новый Завет действительно содержат доказательства того, что существовало ожидание не только посланника, который должен был прийти к еврейскому народу, но и другого пророка, чье время наступит позже. Одно очень важное пророчество об этом пророке записано в книге Второзаконие, в главе 18:
«Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, — Его слушайте… И сказал мне Господь: хорошо то, что они говорили. Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему;
а кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу; …И если скажешь в сердце твоем: «как мы узнаем слово, которое не Господь говорил? Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, — не бойся его». (18, 15-22).
В этих словах автор пророчества, возможно пророк Моисей (Муса, мир ему) устанавливает критерий истинности пророчества. Излишне говорить, что оно должно применяться к самому Моисею – поскольку в отношении него уже свершилось. Кто должен быть «пророком, подобным ему?» Это описание, несомненно, означает пророка, который должен был стать законодателем для народа, который был изложил ясно божественные заповеди для людей. Какой пророк наиболее подходит под это описание? Христиане считают это пророчество указанием на Иисуса (мир ему), но никто более не подходит под это описание, чем Мухаммад (мир ему и благословение). Служение Иисуса (мир ему) заключалось в том, чтобы убедить людей в наступлении на земле царства Бога (реализации божественных заповедей в мире). Мусульманские ученые считают, что человеком, который принес эти заповеди и установил в мире порядок согласно заповедям Всевышнего, был Посланник из семьи Исмаила, старшего сына Авраама (мир им), наследника завета Бога с Авраамом (Ибрагимом, мир ему)».
Далее в ее исследовании сказано:
«Документы Нового завета представляют собой тексты, прошедшие через множество рук (их записывавших). Однако, мусульманские писатели предполагают, что стоит рассмотреть толкования ссылок Иисуса (мир ему) на «Сына человеческого», который должен прийти, а также указание на «Утешителя», который предсказан в Евангелии от Иоанна. Там Иисус (мир ему) говорит ученикам, что после его ухода из мира должен будет прийти «Заступник» или «Утешитель». Этот текст был позже истолкован как указание на «Святого духа» — третье лицо христианской троицы. Однако, эти отрывки можно понять как указание на «Химада» или «Ахмада». Учитывая возможные ошибки при переписывании текстов Евангелия, вполне возможно, что греческое слово «Параклетос» («Защитник») могло в оригинале быть записано как «Периклитос» («Хвалимый», «Славный» — по-арабски «Ахмад). Мусульмане считают, что «Заступник», предсказанный в этих текстах, это Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), поскольку Иисус (мир ему) говорит о его приходе накануне своего ухода от людей. Если речь шла о т.н. Святом духе, почему он должен был прийти после ухода Иисуса (мир ему) – разве он сам был лишен этого духа? Способ, которым был описан этот «Заступник», указывает на человеческое существо с определенной миссией» (2).
А Аллах знает лучше.
АбдульМаннан Низами и Замиль ар-Рахман, студенты Даруль-
Ифта,
Иллинойс, США и Бирмингем, Великобритания
Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи
_______________________________
[1] ثم قال تعالى: وما ينبغي للرحمن أن يتخذ ولدا أي هو محال، أما الولادة المعروفة فلا مقال في امتناعها، وأما التبني فلأن الولد لا بد وأن يكون شبيها بالوالد ولا مشبه لله تعالى ولأن اتخاذ الولد إنما يكون لأغراض لا تصح في الله من سروره به واستعانته به وذكر جميل، وكل ذلك لا يليق به (تفسير الفخر الرازي، دار الفكر، ج٢١ ص٢٥٤)
[2] http://www.masud.co.uk/ISLAM/misc/bible.htm